Я работал в «Эльдорадо» в Киеве и в Москве, затем три работал в «Фокстроте» операционным директором сети FoxMart (входит в группу «Фокстрот») и управлял направлением «Бытовая техника и электроника». Потом вернулся в «Эльдорадо» на интернет-проект и снова перешел на направление «Бытовая техника и электроника». И где-то в 2013 году пригласили поработать в Баку, возглавить там розничную сеть. Вот уже третий год пошел, как я там работаю. Сначала в розничной сети №3 в стране Music Gallery. Ну а затем предложили значительно поменять жизнь — перейти в маркетинг. И расширить зону ответственности не только в части электроники, но и поработать в ресторанном бизнесе, в кондитерском.
Это же довольно разноплановые бизнесы. Как вам удается совмещать?
В конечном итоге все равно работаешь с точками продаж, планами. Если в электронике товарными категориями являются мобильные телефоны, ноутбуки, планшеты, то в кондитерском бизнесе это торты, восточные сладости и что-то еще. Элементы финансового анализа везде плюс-минус одинаковые. У вас есть задачи по маржинальному доходу от владельцев, и задача коммерческих структур — преобразовать это все в оборот в деньгах, сделать бюджет, разбитый по точкам продаж и по товарным категориям. Вы разбиваете продажи либо между телевизорами и планшетами, либо между тортами и шоколадом.
То есть теперь в Киеве вы не только в сетях бытовой техники бываете, но и в той же сети Roshen — вдруг что-то интересное удастся перенять.
Украина достаточно далеко далеко шагнула вперед и с точки зрения розничных специалистов, и с точки зрения розничного бизнеса, включая ресторанный.
Можно ли сравнивать с Европой?
Думаю, что страны СНГ даже в чем-то обогнали Европу. Возможно, сейчас даже стоит ожидать какой-то реэкспорт технологий в ту же Европу.
В Москве, например, пошел отток к уличному ритейлу. Гипермаркеты никто не отменял, но часть магазинов - Media Markt и М.Видео — они на 7-9 тыс. кв. метров смотрятся не совсем товарно наполненными. Сейчас максимальный ассортимент не обязательно представлять в «живом» виде. Телевизор всегда телевизор, его всегда можно выбрать на прайс-агрегаторе вроде Яндекс.Маркета в России или Price.ua в Украине.
Раньше считалось, что Украина идет в фарватере России. Сейчас тоже?
С точки зрения бизнеса Россия, безусловно, продолжает оставаться лидером во всех видах розничной торговли. За счет большого количества внутренних специалистов, иностранных. Но Россия сегодня уже не та.
Основная масса среди специалистов-экспатов, которые работают в рознице в Азербайджане, — это украинцы. Практически во всех сферах это заметно. Ну и давайте говорить о том, что никому в границах Западной или Восточной Европы не удалось создать ничего подобного украинской Rozetka.ua по размерам. И я тоже считаю, что это одна из особенностей украинского E-commerce. Потому что в России нет такого ярко выраженного лидера. Все, кто там успешно стартовали — holodilnik.ru, ulmart.ru, wikimart.ru — они все идут как-то плюс-минус одинаково.
Все мечтают скопировать Rozetka.ua, и ничего человеческое нам не чуждо. 15 апреля мы открываем крупнейший гипермаркет в Баку — maxi.az. И это же будет интернет-гипермаркет электроники. У нас в команде пять или шесть украинцев, специалисты из Киева с опытом работы в «Эльдорадо» и в «Фокстроте».
Все-таки Rozetka.ua сразу стартовала как интернет-магазин — в этом ее отличие от многих проектов.
Совершенно верно. У нее нет всех этих «болячек», которые присущи «кирпичной» (офлайн, - ред.) рознице. Там собственники и управленцы понимают, что надо бы развивать интернет. Но очень долгое время в таких компаниях интернет-направление — нелюбимый ребенок, потому что это 3-5% в обороте. Это вам не смартфоны, которые в обороте занимают 15-20%. Акцию провел — оборот в два раза вырос, а в абсолютных деньгах вообще заоблачные цифры. Здесь же доля в обороте небольшая, значительная конкурентная среда, низкая маржинальность.
Раньше интернет-торговля вендорами (поставщиками товаров под своей маркой, - ред.) практически не поддерживалась, теперь отношение поменялось, но, опять же, благодаря Rozetka.ua, которая заставила обращать внимание на онлайн-рынок.
Сейчас началась вторая волна E-commerce-бизнеса. И рейтинг E-Commerce Awards тому подтверждение. Там огромное количество проектов, которые, правда, на 90% молодые-зеленые. Но это возможность для новых проектов заявить о себе, найти партнеров и инвесторов.
Оживление интернет-коммерции связано с кризисом? Люди идут в интернет, потому что там дешевле?
Люди любят экономить, независимо от того, есть кризис или нет. Если мы говорим о мотивах покупки, не связанных с проявлением какой-то особой лояльности, как к товарам Apple или Samsung Galaxy, то люди вообще любят экономить на всем. Любят скидки. И в интернете ценой всегда можно победить при условии, что покупатель знает магазин и уже совершал там покупки.
Я думаю, что помимо этого, одна из причин интернет-бума — кажущаяся дешевизна входа на интернет-рынок. Выросло очередное поколение предпринимателей, которые считают, что сейчас они все сделают правильно.
Сейчас половина студентов умеют программировать. Думают, что сейчас они забабахают сайт — и дело пойдет.
Совершенно верно. Огромное количество интернет-магазинов — дай бог им всем пережить первый год, ведь 90% разоряются — выглядят очень сыро. Раньше было «поколение Х», «поколение У», теперь «поколение Миллениалов». Никто уже не стремится работать, делать карьеру. Хотят создать сайт и разбогатеть.
Или создать приложение для телефона — и разбогатеть.
Да, либо сделать стартап, принять участие в очередном стартап-инкубаторе, поехать в Америку.
Бизнес можно не делать.
Да-да. Это как раз самое сложное, первое привлечение и показывает, есть у человека сила воли или силы воли нет. Потому что очень сложно, получив 30-50-100 тыс. долларов не накупить себе машин-макбуков-телефонов, а вложиться в бизнес.
Если все же сравнить Азербайджан и Украину, то чем отличаются рынки? Понятно, что Азербайджан — богатая нефтяная страна, даже несмотря на то, что цена на нефть падает. Украине же сильна, наверное, количеством потребителей — размерами рынка?
Украина сильна прежде всего количеством предпринимателей и уровнем предпринимательства. Но Азербайджан по-своему интересен.
Если мы вернемся к работе бизнеса в Азербайджане сейчас, то хочу напомнить, что в этой стране в 2015 году прошли две девальвации. И для населения, которое 15 лет жило в ситуации стабильности, это невероятный шок. Рынки обрушились. Рынок упал в два раза, и не в манате (местная денежная единица, - ред.), а в пересчете на доллар. Я думаю, что к этому никто не был готов. К тому же вторую девальвацию провели 21 декабря... Сказать, что рождественские продажи были сорваны — это ничего не сказать. В рознице говорят, что декабрь год кормит.
Поэтому сейчас, с одной стороны, страна оказалась мягко говоря не готова к такому потрясению. С другой стороны, бизнес отчаянно пытается перестроиться. Очень многие закрываются. В Баку проживает половина населения страны, и весь бизнес там. И на улицах огромное количество закрытых магазинов — не только магазинов электроники, но и одежды, еды.
Вы занимаетесь разными видами бизнеса. Какой лучше перенес кризис? Люди перестали покупать технику, питаться в ресторанах?
Питаться люди практически не перестали. Если о тортах и кондитерских изделиях, то там есть относительно небольшое падение. Что касается электроники, то там просто катастрофа. Это очень сильно сказывается на отношениях с вендорами, и на отношении к рынку. Рынок сам по себе небольшой. Компания GfK, которая одновременно отслеживает Азербайджан, Грузию и Армению как единый рынок Закавказья, отмечает, что доля в продажах Азербайджана где-то половина, но меньше украинского рынка раз в 5-6.
А по интернетизации он находится в «дорозеточную» эпоху Украины. Многие еще не понимают, что в интернете можно покупать. Молодежь покупает. И тут интересно, что близость с Арабскими Эмиратами, с Дубаем, в частности, провоцирует на закупку товаров оттуда. И к этому моменту уже успели развиться AliExpress.
Азербайджан пошел по другому пути. Очень сильно развиваются сервисы доставки из зарубежных магазинов, идет состязание между компаниями, которые обещают доставить быстрее, до самых дверей и т.д. Здесь, может быть, у Азербайджана будет свой путь. Возможно, рынку не потребуется один мощный интернет-торговец. Но мы все же попробуем создать такую компанию.