Ильичевский морской торговый порт принял первый сухогруз Red Sage класса Сapesize из Австралии с коксующимся углем для холдинга "Метинвест", сообщает Центр транспортных стратегий. Объем судовой партии угля составил 177,6 тыс. тонн, из которых 68% перевалено у причалов Ильичевского порта, а 32% - на рейде.
Ранее предполагалось, что этот груз будет принимать крупнейший частный порт "ТИС", а далее судно остановится на дозагрузку к причалам государственного порта "Южный". Однако возможности ГП ИМТП обрабатывать крупные грузовые партии с использованием не только погрузки на рейде, но и глубоководных мощностей других портов позволило вернуть в государственный порт Ильичевска часть грузопотока, который ранее перешел на "ТИС".
После выгрузки угля на сухогруз было погружено 180,2 тыс. тонн. железорудного сырья, что стало примером реализации новой схемы погрузки – первая часть судовой партии была погружена у причалов Ильичевского порта, вторая часть – у причала ГП "Морской портовый порт Южный".
"Использование варианта погрузки Ильичевск + ГП "МТПЮ" может стать для грузоотправителей альтернативой уже наработанной схемы погрузки судов типа Сapesize на терминалах ТИС с дозагрузкой на ГП "МТПЮ" - отмечает старший аналитик ЦТС-Консалтинг Андрей Исаев. - Этот шаг мог бы повысить загрузку мощностей ГСК в Ильичевском порту и уменьшить потери от ухода части грузопотока на более конкурентный частный ТИС", - добавляет он.
"Для того, чтобы ИМТП успешно конкурировал с частными стивидорными компаниями, необходимо инвестировать в механизацию, что существенно увеличит норму погрузки – с сегодняшних 10-12 тыс. тонн/сутки до 25 тыс. тонн/сутки. Также в порту необходимо провести дноуглубительные работы. От того, сможет ли новый менеджмент порта справиться с этой задачей и зависит, будет ли Ильичевский порт интересным крупным грузоотправителям", - резюмирует Андрей Исаев.
Развитие государственного ИМТП – это уже стратегическая задача победителя конкурса на руководителя порта Сергея Крыжановского и Министра инфраструктуры Пивоварского.
Глава профсоюза ГП "Ильичевский морской торговый порт" Сергей Брызгалов считает, что переработав импортный уголь с сухогруза Red Sage, коллектив доказал, что государственный стивидор не менее эффективный и конкурентный, нежели частный оператор. Конкурентом в части перевалки импортных навалочных грузов в Украине он называет только крупнейший частный порт ТИС, который "увел" значительную долю навалочных из ИМТП.
Начальник администрации порта Южный Максим Широков также отметил, что если создавать условия для развития гос. стивидоров, то они смогут конкурировать на равных: "Приоритет будет отдаваться компаниям с наилучшими условиями по обработке грузов вне зависимости от того, является ли эта компания государственной или частной".
Сергей Брызгалов уверен, что инвестирование в дноуглубление и увеличение скорости погрузкигоспорта в первую очередь должно быть выгодно самому государству: "Госстивидор с каждой гривны прибыли 35 копеек отдает государству. Государство должно быть заинтересовано в повышении конкурентоспособности госстивидора перед частным оператором".
Новое руководство ГП ИМТП в ближайшее время планирует увеличить норму погрузки за счет инвестиций в малую механизацию, а АМПУ в 2016 г. обязалось начать дноуглубление канала до 16 м. Как говорят в Минфраструктуре "соответствующий проект уже в работе".
Сейчас порту в Ричардс-Бэй (ЮАР) грузится новый Capesize, который в ноябре привезет в Украину 160 тыс. тонн угля для Центрэнерго по контракту с швейцарским трейдером Mercuria. Вопрос кто будет переваливать новую партию импортного уголя - ТИС или ИМТП – остается открытым. Однако эффективность обработки Red Sage можно рассматривать как "публичную заявку" ИМТП в Мининфраструктуры на прием новой партии импортного угля по отработанной схеме.
Погрузка по новой схеме стала уже четвертым вариантов обработки судов типа Capesize в портах Украины.