Сергей, скажите, пожалуйста, через какую бездонную дыру утекают немалые средства, которые Киев зарабатывает самостоятельно и вполне себе исправно?
Чтобы разобраться в происходящем в Киеве, нужно понять, как «работает» государство Украина в целом. А «работает» оно так же, как и в советские времена – подминая под себя всех и вся и не допуская конкуренции. Инициатива в Украине по-прежнему наказуема. Не в буквально-юридическом, конечно, а в переносном смысле. Тех, кто не проявляет индивидуальности, легче и проще контролировать. Поэтому бизнес-гении в Украине безнадежно проигрывают чиновникам. Первые – слишком свободны и потому неуправляемы. Они не станут работать в ущерб себе и давать взятки контролирующим органам. А раз так, то государству проще пустить на рынок одного-двух монополистов и стричь купоны с них.
Актуальный пример – незавидная судьба украинского Wizz Air`а. Как вы знаете, с 26 марта компании больше нет на украинском рынке. Временно ее «подменяет» венгерская Wizz Air, но портфель ее предложений скуден – всего лишь с десяток рейсов…
Руководство компании объясняет сложившуюся ситуацию тем, что так и не был подписан договор о «свободном небе». А помешал этому якобы спор Англии и Испании за воздушное пространство над Гибралтаром, которое каждая из стран считает своим…
Гибралтар здесь ни при чем. «Wizz Air Украина» высказывается дипломатично, чтобы не говорить прямо: в руководстве профильного министерства – полные болваны. Сначала компании обещали либерализацию ее работы на украинском рынке, но слово свое не сдержали. А потом – в ноябре 2014-го – «Госавиаслужба» во главе с тогда еще Денисом Антонюком, работавшим на МАУ Коломойского, попросту приняла решение, что на воздушный трафик могут претендовать только украинские компании. То есть все та же МАУ, заграбаставшая себе всю отрасль. Как вы считаете, в сложившихся условиях много найдется лоукостеров, желающих зайти на наш рынок?
Вряд ли. Возможно, не найдется ни одного.
Могу привести и пример из другой оперы. Украина говорит о необходимости добычи сланцевого газа и ослабления газовой зависимости от России. Прекрасный проект. Но когда на рынок заходят две иностранные компании (одна американская – Chevron, а другая британская – JKX Oil & Gas), налоговое давление на отрасль усиливается в разы. Что делают инвесторы? Уходят с рынка. Chevron просто уходит, а JKX Oil & Gas еще и начинает тяжбу в стокгольмском арбитраже. А кто же в результате добывает сланцевый газ? Да никто. Точно так же, как никто из лоукостеров не предлагает свои услуги.
А что на уровне Киева?
Да все тот же бардак. Я сейчас даже не буду касаться набивших оскомину ЖЕКов. Поговорим о прекрасном. Вот существует такое коммунальное предприятие, как «Киевкинофильм». Скажите, какая от него польза? Смысл его создания был в том, чтобы объединить ряд кинотеатров и «застолбить» их за городом. Мол, это – муниципальная собственность, и отчуждению не подлежит. Часть застолбить удалось. Часть стала «брыкаться» и отказываться входить в это коммунальное предприятие. Почти за каждым кинотеатром из данного перечня тянется какой-нибудь скандал. Вспомните хотя бы «Киевскую Русь» или сгоревший «Жовтень».
А там, где скандала нет, нет вообще ничего. Пользуется ли популярностью и приносит ли городу доход коммунальный кинотеатр «Лейпциг» на Борщаговке? Или «Экран» на Куреневке? Кто пойдет в кинотеатр имени Гагарина, когда есть сеть «Баттерфляй», IMAX или Multiplex? «Жовтень» как старейший кинотеатр города был своего рода визитной карточкой, его посещения становились скорее данью памяти, но – положа руку на сердце – ничего общего с современным ведением бизнеса это заведение не имело. И, кстати говоря, его статус ему ни в малейшей степени не помог. А между тем на содержание «Киевкинофильма» город тоже выделяет деньги из бюджета.
Большие?
Хороший вопрос. Только вот дело в том, что КМДА и Киеврада отказывается обнародовать полную опись муниципального имущества. Не говоря уже о бухгалтерии отдельных предприятий. Никто не поясняет, с какого перепугу то или иное предприятие получает своего руководителя – довольно-таки экзотичного, никто не рассказывает, как и на каком конкурсе это лицо выиграло свой портфель. Так что тут известны лишь самые общие цифры. Например, то, что суммарные убытки от коммунальных предприятий за прошлый год составляют 452 миллиона. Или же то, что аутсайдером номер один являются коммунальные предприятия жилищно-эксплуатационной сферы. У них убытков – на 88,878 миллиона. Кстати говоря, средняя зарплата у работников ЖЭКов – около 7 тысяч гривен, а в коммунальных детсадах, примером, – 1,8 тысячи.
Неплохо, как для ЖЭКов, чей прах мы все никак не может отряхнуть…
ЖЭКи в контексте их отношений с тем же «Киевэнерго» - это вообще отдельная история. Вот вы знаете, например, что «Киевэнерго» разделяет такие понятия как «производитель энергии» и «производитель услуги»? Это предприятие вырабатывает энергию, а услугу подачи тепла еще до недавнего времени «Киевэнерго» делегировало ЖЭКам. Вот скажите, разве же это не маразм? Ведь ни один ЖЭК не контролирует ни температуру, ни графики подачи тепла и горячей воды. Это к вопросу о бессмысленности ЖЭКов как муниципальных структур.
Но «Киевэнерго» – не коммунальное предприятие.
Совершенно верно. Точно так же, как и «Киевводоканал», и «Киевгаз». Часть их акций принадлежит городу, хотя и весьма незначительная часть. Зато водонапорные станции и теплоэлектроцентрали – это муниципальные предприятия. А теперь вопрос: как может быть эффективной работа, к примеру, коммунального предприятия ТЭЦ-5, если оно всецело зависит от «Киевэнерго», находящегося в частных руках? Но и это еще не все.
Словно в насмешку над здравым смыслом, в Киеве создают еще одно предприятие – «Киевэнергохолдинг», призванный объединить в одно целое и «Киевэнерго», и «Киевводоканал», и «Киевгаз». То есть предприятия, имеющие разных акционеров, разных собственников и не подконтрольных «Киевэнергохолдингу». Последний не имеет ни малейших рычагов влияния на ситуацию, когда, например, «Киевэнерго» и «Киевводоканал» начинают обмениваться претензиями, а в результате страдают киевляне.
«Киевэнергохолдинг» создавался еще во времена Черновецкого…
А существует и по сей день. Что только доказывает, что за последние несколько лет ничего не изменилось. И что Кличко – это реинкарнация и Черновецкого, и Попова. Сейчас у городе около 67% акций «Киевэнергохолдинга», что дает возможность команде Кличко кричать о том, что власть взяла предприятие под свой контроль. А толку с того. Может, его существование повлияло на перманентные отключения горячей воды – по поводу и без?. Или, может быть, благодаря ему были снижены тарифы? Я считаю, что уже хватит кормить дармоедов и позволять им безнаказанно красть.
Но беда в том, что красть они будут и дальше. Это выгодно чиновникам. Так как снимает с них ответственность и позволяет безбедно жить на откатах. А еще подобные предприятия – прекрасная синекура для родных, близких и друзей.
Что вы имеете в виду?
Кадровые назначения последнего времени. Например, попадание в кресло все того же «Киевтранспарксервиса» Мурада Магомедова, ранее работавшего в «Киевгорстрое». От Магомедова тянутся очень интересные ниточки, вплоть до Виктора Януковича. Не забудем и о Викторе Брагинским, нынешнем директоре киевского метрополитена и о тех, под чьим началом он работал в «Нафтогазе» и кто финансировал его баллотирование на последних местных выборах. И об «УДАРовце» Олеге Калиниченко, которому досталось коммунальное предприятие «Киевреклама». И об очаровательной Юлии Юрчук, ставшей заместительницей Магомедова. Все это очень достойные лица, не имеющие, правда, в своем резюме тех качеств, которые оправдывали бы все эти назначения.
И все таки кто-то же должен управлять этими предприятиями…
Да никто не должен. И предприятий этих быть не должно. Не нужно никакого КП «Киевский метрополитен»!.. Хотите немного истории? В 1981 году лейбористы в Совете Большого Лондона (аналог нашей мэрии) решили внедрить одну популистскую меру и снизить вдвое цену на проезд в метро. Акция всем очень понравилась, и пассажиропоток увеличился в разы. Но ведь деньги на этот аттракцион щедрости – по закону Эмпедокла о сохранении материи – должны были откуда-то взяться. Что же сделали лейбористы? Подняли местный налог на недвижимость, и это отнюдь не привело в восторг лондонских буржуа. В ситуацию вмешался парламент. Дополнительный налог отменил, в метро статус кво восстановил, чем, конечно же, огорчил пассажиров. Чтобы в дальнейшем не было дурацких решений, и – как следствие – общественных эксцессов, Маргарет Тэтчер в 1984-м вывела лондонский транспорт из-под юрисдикции Совета Большого Лондона. А в 1986-м был ликвидирован и сам Совет.
Сейчас на лондонское метро распространяется форма так называемого государственно-частного партнерства. Существует корпорация Transport for London, которая отвечает за весь подвижной состав – как подземный, так и наземный. Но решения она принимает консолидировано с мэром Лондона. «Частники», таким образом, контролируют власть, а власть – «частников». Никакое случайное лицо в управление Transport for London попасть не сможет по определению. Туда не берут ни за красивые глаза, ни за родственные связи, ни за партийную лояльность. Люди делают дело, инвестируют в переоснащение станций таким образом, чтобы они были доступны инвалидам. Это то, что я называю эффективным менеджментом, и то, чего при нынешней власти Киеву не дождаться никогда.
Власть обещает ликвидировать убыточные коммунальные предприятия…
Ключевое слово в вашей фразе – «обещать». Недавно мне довелось читать в прессе ТОП-10 невыполненных обещаний Кличко. Насколько я помню, в перечне была борьба с МАФами, прекращение незаконных строительств, люстрация чиновников, возвращение городу налогов, отчисляемых в госказну, а также – благоустройство Андреевского спуска, мост на Троещину, земля для участников АТО, программа по развитию транспорта, наличие горячей воды и «изъятие» у «бывших» кинотеатра «Зоряный». Хотя бы что-то из этого списка выполнено? Вопрос, конечно, риторический.
А все потому, что нельзя, например, избавиться от МАФов, не поменяв систему. Если просто изгнать старых владельцев лотков и киосков, завтра на их место придут новые. А чтобы они не пришли, нужно четко определить правила торговли в городе. И установить систему штрафов за их нарушение. И жестко контролировать как первое, так и втрое. Но это невозможно, пока все, кто при власти, доводятся друг другу кумовьями. И пока плодятся никчемные предприятия для лентяев и негодяев, способных только обкрадывать город, ничего не создавая в нем. С такими установками мы ни новый Киев не построим, ни старый не сохраним. Прогресс должен быть в головах, а не в карманах.