Война Украины с пророссийскими сепаратистами и хрупкость украинской экономики пошатнула уверенность инвесторов в платежеспособности украинских банков и компаний, из-за этого некоторые крупные эмитенты испытывают проблемы с выплатой своих долговых обязательств. Об этом идет речь в материале издания Financial Times.
В материале отмечается, что, в то время как правительство получило помощь от МВФ и ведет переговоры с кредиторами, корпоративный сектор Украины оказался полностью отрезанным от международных рынков капитала.
"Макросреда и военный конфликт имеют огромное воздействие. Все эмитенты за очень редким исключением пытаются как-то управлять своими долговыми обязательствами", - сообщил трейдер украинской инвесткомпании Dragon Capital Федор Багненко.
Как пишет автор материала, корпоративный сектор Украины пытается выиграть время, пока иностранные держатели облигаций колеблются, а падающая национальная валюта усугубляет долговые обязательства, деноминированные в долларах США.
"Некоторые ключевые отраслевые игроки уже начали добровольную реструктуризацию своих задолженностей перед кредиторами, включая крупнейшую компанию по добыче руды Ferrexpo, и крупнейшего производителя стали группу "Метинвест", контролирующую половину рынка металлопродукции в Украине (эмитировали облигации каждый на 500 млн долл)", - говорится в статье.
Крупнейшая частная энергетическая компания ДТЭК пытается реструктурировать выпуск облигаций на сумму 200 млн долл. после того как ряд электростанций и шахт этой компании, находящихся в зоне конфликта на востоке страны, пострадали и были разрушены в результате обстрелов.
По информации Forbes, состояние владельца ДТЭК - самого богатого украинца Рината Ахметова - уменьшилось на 5,8 млрд долл. в течение прошлого года.
"Два года назад фактором торговли облигациями был баланс компаний, - напомнил Багненко. - Но когда ситуация действительно ухудшилась, все игроки рынка занялись геополитическим анализом".
По информации Moody's, одного из ведущих мировых кредитных агентств, несколько украинских компаний, включая сельскохозяйственную Мрия Агро и VAB Bank, в прошлом году обанкротились. "Если общая ситуация не начнет улучшаться, последуют и дальнейшие дефолты", - подчеркивает автор.
FT отмечает, что за последние шесть месяцев гривна потеряла 50% и стала наименее привлекательной валютой мира. Таким образом, долговые обязательства в долларах стали очень дорогими для компаний с гривневой выручкой.
Одновременно ужесточение Киевом валютного контроля в начале марта, а также утечка капитала и слабость банков оставило корпоративный сектор страны в ситуации сжатия ликвидности.
"В банковской системе кредитный кризис, произошел массовый отток депозитов, а спрос никак не вернется и к низкому уровню - даже до начала этого кризиса, экономика была недоразвита", - говорит аналитик компании Jefferies Ричард Сегал.
Джейсон Трухилье, аналитик по развивающимся рынкам в компании Invesco, считает, что среда, в которой работают украинские компании, за последние 12 месяцев стала чрезвычайно сложной.
"Возможно, одной из самых больших проблем является то, что во многих отраслях работают иностранные поставщики ключевого сырья, например, удобрений, которые требуют предоплаты до отгрузки своих товаров. Это является существенным отклонением стандартных условий о 60-дневной отсрочке платежа", - отмечает он.
Крупнейшими инвесторами в корпоративные ценные бумаги украинских компаний являются Ashmore, британская компания управляющая фондами для инвестиций в развивающиеся рынки, и Franklin Templeton.
"Через какое-то время рынки научатся жить параллельно медленно развивающемуся, замороженному конфликту, но пока существуют риски того, что конфликт выйдет из под контроля, ситуация будет нестабильной", - заключает Багненко.