После заявления Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) о широких возможностях финансового лизинга для украинских предприятий, этим механизмом решила воспользоваться Укрзализныця. Железнодорожная отрасль внедрит лизинговые схемы для закупок новых грузовых вагонов, в первую очередь, наиболее востребованных на рынке
Напомним, в интервью телеканалу БТБ директор Департамента аграрного бизнеса ЕБРР Жиль Меттеталь заявил, что механизм финансового лизинга является перспективным для украинских предприятий - в частности, аграриев - поскольку позволит обеспечить их доступной и качественной техникой.
Финансовые условия лизинга являются более стабильными, чем условия кредитных договоров — в отличие от процентных ставок за кредит, ставки лизинга остаются неизменными в течение всего срока действия договора.
«Механизм финансового лизинга, в отличие от кредитования, не требует дополнительных гарантий, залога имущества и прочего со стороны Укрзализныци. Кроме этого, сегодня банки неохотно выдают долгосрочные кредиты, а по лизинговой схеме инвестиционные средства привлекаются на срок, превышающий срок действия кредитных договоров. Это позволяет уменьшить размеры ежегодных лизинговых платежей по сравнению с расчетами по кредитам», — говорится в сообщении ведомства.
По лизинговой схеме будет обновлен наиболее востребованный грузовой подвижной состав — полувагоны (вагоны без крыши). По факту механизм будет работать как долгосрочная аренда с выкупом.
Приобрести полувагоны напрямую за свои оборотные средства отрасль не может: хотя грузоперевозки являются главной статьей дохода УЗ, однако на обновление основных фондов (вагонов, локомотивов, путевого хозяйства и так далее) железные дороги Украины могут тратить не более 8-10% заработанных средств. 60% дохода направляются на зарплату работникам (36%) и отчисления в госбюджет и целевые фонды (24%). Таким образом, лизинг освободит УЗ от необходимости изымать значительные средства из оборота в сложных экономических обстоятельствах.
Как сообщалось ранее, в этом году предприятия Укрзализныци «Укрспецвагон» и «Дарницкий вагоностроительный завод» планируют получить 5 тыс. полувагонов, поставку которых обеспечит лизингодатель.
«Договора с лизингодателем на приобретение грузовых полувагонов заключены на 7 лет с выплатой 11% годовых. Общая стоимость предмета закупки включает в себя стоимость лизинга и сумму расходов лизингодателя, связанных с исполнением договоров», — отмечено в сообщении УЗ.
В ближайших планах железнодорожного предприятия – закупка по лизинговым схемам новых локомотивов.