В 1993 году в Копенгагене Совет Европы утвердил критерии, согласно которым определяется, готова ли та или иная страна к вступлению в Европейский Союз. Критерии эти относятся к трём категориям: политические, экономические и институциональные.
В политической сфере, страна считается готовой ко вступлению в ЕС, когда в ней существуют стабильные и в достаточной степени укоренённые институты, гарантирующие демократию, соблюдение законов и прав человека, а также обеспечивающие соблюдение прав меньшинств.
В экономической сфере ЕС требует от своих потенциальных членов наличия в них полноценно функционирующей рыночной экономики, а также способности нормально оперировать в конкурентной среде, характерной для европейского внутреннего рынка, не разделённого таможенными барьерами.
Наконец, в институциональной сфере страна должна обладать способностью транслировать законы Европейского Сообщества в собственное законодательство и обеспечивать их выполнение.
Остановимся подробнее на экономических критериях, оба из которых имеют целый ряд пунктов, которым должна соответствовать страна-кандидат в члены ЕС.
Наличие в стране рыночной экономики, согласно Копенгагенским критериям, подразумевает следующее:
- существование широкого консенсуса по поводу основ экономической политики и её проведения на рыночной основе;
- макроэкономическую стабильность - стабильную и не слишком высокую инфляцию, более-менее сбалансированные государственные финансы и платёжный баланс;
- отсутствие ограничений на действие рыночных сил - свободные, в целом, ценообразование и торговля;
- возможность свободного входа и выхода на рынок данной страны;
- адекватное законодательство и его соблюдение;
- достаточный уровень развития финансового сектора.
Критериями же конкурентоспособности потенциального члена ЕС во внутриевропейской экономике являются:
- наличие рыночной экономики;
- наличие достаточного уровня человеческого и физического капитала (достаточного уровня навыков, знаний и умений работников, а также достаточного количества разнообразных средств производства на одного работника);
- конкурентоспособная структура экономики - способность перемещать ресурсы из одного сектора экономики в другой, достаточный уровень развития малого и среднего бизнеса и тому подобные вещи;
- ограниченное воздействие государства на конкурентоспособность экономики;
- достаточный уровень торговой и инвестиционной интегрированности с ЕС.
Соответствует ли этим критериям Украина
К сожалению, несмотря на постепенный прогресс в развитии экономики, Украина всё ещё не вполне соответствует многим из этих критериев.
В целом, в нашей стране существует консенсус относительно проведения экономической политики на рыночной основе. Партии радикальной идеологической направленности - в первую очередь, "Свобода" и КПУ - предлагают отступления от этого консенсуса в своих программах, однако общий уровень этих программ таков, что они явно написаны с расчётом на привлечение популистски-настроенного избирателя, а не на описание реальных планов соответствующих политических сил.
Макроэкономической стабильности посткризисной Украине достичь всё ещё не удалось. Инфляция не является на данный момент проблемой, однако государственные финансы пребывают в кризисном состоянии, а платёжный баланс остаётся уязвимым ко внешнеэкономическим шокам. Хронически отрицательный же баланс торговли является зримым свидетельством невысокой конкурентоспособности Украины на мировых рынках.
Со свободным ценообразованием у нас тоже проблема. В наследие от СССР Украине досталась масштабная система административного занижения и субсидирования цен для населения, от которой наша страна в полной мере не избавилась до сих пор. Она касается даже такого ключевого рынка, как импортные энергоносители, что усугубляет проблемы с платёжным балансом и мешает повышению энергоэффективности экономики. Для вступления в ЕС от подобного вмешательства придётся избавится, хотя бы применительно к ключевым рынкам.
Разнообразные препоны на входе в те или иные рынки в Украине, а также склонность к монополизму, проявляющаяся в нашей стране повсеместно, тесно связаны с местными законодательными, административными и регуляторными практиками, а также с большими масштабами коррупции. Наша страна имеет здесь серьёзные проблемы и в этом аспекте, к сожалению, весьма далека от полноценно функционирующей рыночной экономики.
В финансовом секторе ситуация двоякая. С одной стороны, он вполне полноценен структурно - в Украине есть финансовая система со всеми необходимыми для её функционирования атрибутами. С другой стороны, объём этой финансовой системы не слишком велик, а ликвидность финансовых рынков низка и сами они пребывают в более-менее зачаточном состоянии. Кроме того, взаимодействие финансовых институтов с государством, особенно с НБУ, носит в большой степени командно-административный характер, мало совместимый с современной рыночной экономикой.
Фактически Украина всё ещё является экономикой переходного типа. Из Копенгагенских критериев рыночности наша страна пока что более-менее соответствует лишь первому.
Из этого, в свою очередь, следует несоответствие второму из экономических Копенгагенских критериев - конкурентоспособности.
Переходный характер экономики, для которого характерно большое количество структурных проблем и невысокая адаптивность, сам по себе будет ограничивать конкурентоспособность экономики Украины по сравнению с более развитыми европейскими странами. Тот факт, что, при этом, по качеству человеческого капитала и по запасам капитала физического Украина также от них отстаёт (что вполне ожидаемо для развивающейся страны) ситуацию не улучшает.
При этом, активное вмешательство государства в самые разные аспекты экономики практически гарантирует попытки компенсировать низкую конкурентоспособность административными методами - созданием проблем для иностранных производителей на внутреннем рынке, повышением субсидированя собственных производителей и тому подобным, - на что наверняка отреагируют торговые партнёры. Однако, конфликты такого рода между членами ЕС для данного объединения опасны и даже чреваты развалом.
Более-менее соответствует требованиям ЕС лишь уровень внешнеэкономической интегрированности Украины с экономикой объединённой Европы. Объёмы торговли с ЕС примерно равны объёмам торговли с Россией. Большая часть прямых инвестиций в Украину сделаны именно из стран ЕС. Даже если извлечь из этого показателя данные по кипрскому оффшору, ЕС всё равно остаётся основным иностранным инвестором в украинскую экономику.
В общем, при честной оценке, экономическим требованиям, которые выдвигаются потенциальному члену ЕС, Украина пока что не соответствует. Впрочем, это вовсе не означает, что нам не нужно стремиться туда вступить. Ведь логика этих требований весьма проста - чем ближе по уровню развития к странам ЕС является потенциальный кандидат на вступление, тем легче пройдёт его интеграция и тем меньше проблем она вызовет внутри Союза. Фактически, Копенгагенские критерии просто ставят определённую планку развития. Украина, как и любая другая развивающаяся страна, в любом случае должна стремиться в своём развитии достигнуть этой планки и превзойти её.
В ЕС же за этой планкой идёт следующая - вступление в Еврозону (зона хождения евро). Для этого страна должна соответствовать критериям, определённым Маастрихтским договором. В отличие от Копенгагенских критериев, Маастрихтские имеют сугубо макроэкономический характер. Они касаются уровня инфляции, состояния государственных финансов, процентных ставок
и тому подобных вещей, определяющих, насколько хорошо страна будет в состоянии выдерживать экономический режим, создаваемый единой монетарной политикой внутри зоны евро.
Впрочем, о Маастрихтских критериях Украине думать рано. Момент, когда наша страна будет способна вступить в Еврозону, наступит (если
наступит) лишь через много лет.