ГлавнаяЭкономикаБізнес

Производители стрелок дерутся за контракты

Огромные массивы инфраструктуры, которая не обновлялась десятилетиями, являются большим магнитом для тех, кто хочет заработать. Сейчас на повестке дня - острый конфликт вокруг будущих многомиллионных контрактов на обновление железнодорожных стрелочных переводов. Соперников двое. Это Керченский стрелочный завод Рината Ахметова и Днепропетровский стрелочный завод, близкий к группе «Приват».

Фото: www.dsz.dp.ua

Всему «виной» ускорившиеся темпы модернизации железной дороги. После того, за пять лет заводы производящие вагоны стали лидерами отечественного машиностроения и начались разговоры о серьезном обновлении локомотивного парка, последние сомнения о скорых больших вложениях в железнодорожное полотно исчезли.

А полотно, как известно, состоит из шпал, рельсов и стрелок. При этом именно последний элемент, как правило, нуждается в замене в первую очередь. Ведь именно стрелочные переводы несут на себе самые большие нагрузки, обеспечивая повороты, зачастую перегруженных и не всегда соблюдающих скоростной режим составов.

В частности, в Украине, только на магистральных путях эксплуатируется до 50 тыс. стрелочных переводов. Еще около половины этого количества, по разным оценкам, эксплуатируется производственными предприятиями, в их внутренних железнодорожных сетях. При этом срок службы изделия на магистрали среднем колеблется в районе 15 лет. Цена же составляет от нескольких тысяч, до нескольких десятков тысяч долларов, в зависимости от модели.

И это дает представление о том, каков объем и стоимость работ на железной дороге в ближайшие годы, учитывая, что последние пару десятилетий в стрелочные переводы не было значительных инвестиций. Что привело к тому, что две трети данных элементов железнодорожного полотна уже критически изношены. И это еще не приводит к трагедиям, учитывая многократный запас прочности изделий, но все же дает повод говорить об их замене.

Кто начал спор

В Украине есть два производителя стрелочных переводов. И так как Кабмин Николая Азарова всерьез подыгрывает отечественным производителям, то нет сомнений, что именно этим двум предприятиям достанутся миллионные контракты на замену всех стрелок страны.

При этом Днепропетровский стрелочных завод (ДнСЗ), входящий в сферу влияния группы «Приват», значительно крупнее своего конкурента - Керченского стрелочного завода (КСЗ), который принадлежит компании «Систем капитал менеджмент» бизнесмена Рината Ахметова.

При этом достаточно неожиданно на прошлой неделе Днепропетровский стрелочный завод заявил, что конкуренты предпринимают попытку его захвата, всесторонне перекрывая кислород производству. Причем главным виновником ситуации были названы чиновники в правительстве.

Фото: www.dsz.dp.ua

То есть те, которым и предстоит осуществлять, как минимум, начало процесса обновления стрелочного парка страны.

Выражаясь другими словами, заинтересованный в сбыте своей продукции производитель начал прямо атаковать людей, которым, от имени государства, могут купить его продукцию.

Причем перечень обвинений со стороны ДнСЗ просто умиляет. Чего стоит только пункт о том, что по воле чиновников «Азовсталь» перестала поставлять на завод специальные рельсы. Самое смешное в этом то, что даже если согласиться с этой версией, то проблема все равно остается надуманной. Просто потому что уж что-что, а рынок рельс на просторах СНГ является более чем конкурентным, а логистическая составляющая в их цене небольшой - их выгодно возить хоть из-за Урала.

Таким образом, группа промышленников близких к группе «Приват» устроила кампанию, явно пытаясь добиться неких выгодных для себя решений. И отчасти понятно, почему они надеются на уступчивость государства. Ведь в сфере производства ферросплавов им удалось выбить для себя льготный тариф на электроэнергию, хотя и ценой многомесячного сокращения и сворачивания производства на подконтрольных ферросплавных заводах. Что создало большие проблемы отечественным металлургам в области поставок сырья. В результате, уже с 1 марта текущего года «приватовские» ферросплавщики платят за электроэнергию гораздо меньше остальных промышленных предприятий.

Остановить завод и обвинить в его проблемах высокого чиновника, который, по мнению организаторов «хитрый схемы», для улаживания скандальной ситуации будет вынужден «спустить» на завод контракт на сотни миллионов долларов - так выглядит новая схема работы «маркетологов» «Привата».

Причем в ходе разгорающегося сейчас скандала на роль «прессуемого» чиновника определен Вице-премьер министр Украины Александр Вилкул, курирующий транспортный сектор страны. А на роль «пострадавшего» производителя – Днепропетровский стрелочный завод, некогда монополист, а сейчас просто самый мощный профильный игрок на рынке страны.

Фото: kmu.gov.ua

Ситуация по ферросплавам была закреплена в прошлом году постановлением Кабмина № 912 от 1 октября. При этом заводы, добиваясь льгот, ссылались на свою технологическую отсталость как повод для поблажек. И их получили. При этом, от предоставления льготного энерготарифа Никопольскому, Запорожскому и Стахановскому ферросплавным заводам потери госбюджета составят минимум 1,5 млрд. грн. И теперь понятно, что после столь оглушительно победы над экономической логикой и интересами страны, «Приват» будет с удвоенной силой отстаивать себе льготные условия работы в области производства стрелочных переводов на ДнСЗ.

И в этой ситуации остается надеяться только на то, что у правительства хватит мужества не пойти на поводу у тех людей, которые жонглируют фактами гораздо лучше, чем готовятся к честной конкурентной борьбе на рынке.

При этом давление на руководство «Укрзализныци», транспортное ведомство и правительство в целом пока только возрастает. Так, 4 февраля на Днепропетровском стрелочном заводе началась забастовка и как не трудно догадаться, требования бастующих полностью повторяют тезисы группы «Приват» в области полного захвата рынка стрелочных переводов в стране.

Боязнь конкуренции

Сегодня более чем очевидно, что бурные события на ДнСЗ связаны не с чем иным, как с боязнью и его переживаниями его собственников относительно потери ранее существовавшего почти монопольного положения на рынке.

Так, всем известно, что в начале декабря прошлого года компания СКМ объявила о создании специализированного холдинга «Трансинвест», в состав которого вошел и Керченский стрелочный завод.

Фото: sdelanounas.in.ua

При этом рынку хорошо известны примеры того, что делают отраслевые подразделения компании СКМ после появления в определенной нише. Они, в первую очередь, вкладывают серьезные средства в модернизацию производства и ликвидацию технической отсталости активов.

Например, так было после создания подразделения СКМ - компании «Метинвест». Именно ее вложения в модернизацию и расширение ГОКов в конце прошлого десятилетия позволяют Украине сегодня, при спаде спроса на металл, наращивать экспорт железно-рудного сырья.

Аналогичную картину рынок увидел и после создания подразделения СКМ под названием «Портинвест». За сравнительно небольшой период своего существования, структура уже успела анонсировать многомиллионные инвестиции в создание портовых мощностей.

В то же время, рынку хорошо известно, что острое нежелание инвестировать в развитие собственных промышленных активов - это отличительная черта манеры ведения бизнеса на многих предприятиях группы «Приват».

Например, последние два месяца сектор воздушных пассажирских перевозок страны трясет чрезвычайная ситуация, связанная с банкротством компании «Аэросвит», которая находится в сфере управления группы «Приват». Начался скандал с того, что работу компании организовали так, что она увеличивала свои долги неким структурам гораздо быстрее, чем зарабатывала деньги. В результате «Аэросвит», один из крупнейших отечественных авиаперевозчиков, задолжал практически всем контрагентам.

Из-за огромных долгов самолетам компании начали отказывать в обслуживании крупнейшие аэропорты. График рейсов начал срываться, пострадали тысячи и десятки тысяч пассажиров. При этом проблемы коснулись кого угодно, только не группу «Приват». Запустив процедуру банкротства «Аэросвита», она начала выводить самолеты оператора и ценное имущество на другие компании. Оставляя «Аэросвит» «пустышкой», с которой кредиторы, в том числе и государство, не смогут ничего взыскать.

Фото: www.mediaport.ua

Так, убытки авиакомпании в 2012 году составили 846,670 млн. грн. Это произошло на фоне сокращения активов 1,2 раза до 939,340 млн. грн. При одновременном увеличении долгосрочных обязательств в 3,3 раза - до 874,298 млн грн. А задолженность перед кредиторами, на момент начала банкротства 29 декабря 2012 года, составила 4,27 млрд. грн. И таких убийственных показателей группа «Приват» достигла, оперируя флотом в составе 28 воздушных судов производства компании Boeing. Включая восемь дальнемагистральных Boeing 767 и 20 среднемагистральных Boeing 737, а также использовала самолеты перевозчиков-партнеров Airbus 320/321, Embraer 145, Embraer 190 и ATR-72.

Таким образом, появление в декабре прошлого года конкурента в области производства стрелочных переводов для "приватовского" ДнСЗ, в лице «Трансинвеста», готового к адекватным инвестициям в отрасль, не могло не создать напряжения. И теоретически, это напряжение должно было вызвать инвестиции в обновление основных фондов и техническое перевооружение на производственной площадке Днепропетровского стрелочного завода. Однако, такой путь, как мы видим, не в традициях группы «Приват».

Более того, мировой рынок стрелочных переводов последние 20 лет активно развивается. Например, распространение скоростного железнодорожного движения в странах ЕС поставило сложные и совершенно новые задачи перед производителями. Ведь одно дело обеспечить работу стрелочного перевода, когда скорость движения состава 60-80 км/час, и совсем другой вопрос - изготовить перевод, выдерживающий скорости поезда 200-300 км/час.

Фото: www.ru.all.biz

Выражаясь другими словами, технологическая ситуация на рынке такова, что обеспечить себе большие доходы, просто продавая «Укрзализныце» продукцию советской технологической эпохи, уже никто не сможет.

А сама попытка это сделать - большая угроза для экономики. Состоящая в том, что низко технологичная продукция надолго ограничит возможность по увеличению скоростного режима движения поездов на железной дороге. А также создаст определенные угрозы для пассажиров и грузов.

Очевидно, понимая данный факт, Керченский стрелочный инвестирует в технологии, борясь за поставки своей продукции, в том числе и на «Укрзализныцю». Эта стратегия приносит свои плоды: опытный образец перевода КСЗ для скорости 160 км/час оказался лучше днепропетровского аналога Дн345, потому что выдержал полностью испытания для этих скоростей движения, а Дн345 – только частично.

Выводы

Подводя итог всему сказанному, нужно отметить, что сегодня на рынке стрелочных переводов страны сложилась весьма полезная для страны ситуация. Есть два конкурирующих производителя. Перед каждым из них стоят совершенно конкретные задачи по развитию технологического качества своей продукции.

Да, для этого каждый из них должен потратить огромные деньги, сотни миллионов долларов. Но и приз за такие усилия очень большой. Это обновление парка стрелочных переводов в Украине и борьба за участие в международных тендерах на просторах СНГ и Азии.

Очевидно, что выиграет в борьбе тот производитель, который заявит большие инвестиционные планы и быстрее их реализует. А не тот, кто проведет значительное количество забастовок, вынуждая правительство создавать для него тепличные условия работы внутри страны.

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram