Вторая часть документа насыщена специальными терминами, формулами и графиками. Она вряд ли будет интересна не специалисту, потому мы сразу советуем перейти к выводам, к которым пришли эксперты МВФ. Тем не менее мы решили перевести весь текст, чтобы дать большее представление о работе Фонда, даже несмотря на его сложность и возможные проблемы с переводом из-за этого.
D. Модель
В этом разделе мы оцениваем последствия от повышения тарифов на газ и отопление. Мы смотрим на изменения в расходах на коммунальные услуги, на потребительский излишек, а также на изменения в программах соцпомощи. Спрос домохозяйств на газ и отопление мы оцениваем в зависимости от цены, дохода семьи, жилищных условий и бытовых характеристик, о которых мы узнали из специализированной литературы.
(Особенно важно учитывать характеристики жилья, так как это имеет большое влияние на спрос на газ и отопление. Например, владельцы квартир имеют меньшую гибкость в плане потребления, чем владельцы частных домов).
Реакция бедных и богатых семей на рост тарифов разная.
Реакция бедных и богатых семей на рост тарифов разная. Она отличается от уровня доходов и наличия потребительских излишков, отличается по эластичности расходов. Мы смоделировали зависимость тарифа и уровня доходов для каждого квинтиля (каждых 20% населения, - LB.ua). Это позволяет также оценить влияние других факторов: величины потребления, привычек, других психологических сил. (Zhang (2011) применяет аналогичную модель для моделирования спроса на электроэнергию в Турции). Эти модели можно использовать также внутри каждой отдельной группы, но в этом документе мы не делали такого анализа, чтобы не жертвовать размерами выборки.
Зависимость семьи от отопления (i) выражается формулой:
Где Q i - ежегодное потребление тепла. P i - эффективная стоимость тепла. Цена не зависит от количества тепла, так как продается по фиксированной ставке. Эффективная цена для каждой семьи является сочетанием этой цены и любых видов социальной помощи, которые эта семья получает. I j - переменная дохода, где I j = 1, если семья получает доход квинтиля j (j=3, 4, 5). Y i - это уровень дохода, area i - общая физическая площадь жилища, X k - является характеристикой жилища, которая включает в себя количество людей в семье, количество комнат, год капитального ремонта, квартира это или частный дом, расположено ли жильё в сельской местности, построено ли оно до 1980 года (тогда здания строились с толстыми стенами, которые лучше изолируют тепло), могут ли жильцы сами регулировать уровень тепла и является ли поставщиком тепла частная компания или государственная.
Формула спроса на бытовой газ такая же, только надо заменить тепло в формуле газом. X k - являетс вкулючает в себя те же характеристики жилья, плюс наличие газовой колонки в семье и возможность регулирования газа в отдельной семье, а также контроль за расходом газа со стороны негосударственного поставщика.
Для первых двух квинтелей дохода B - процент изменения потребления на один процент роста тарифов. Уровень доходов в этих двух квинтелях так низок, что все эти семьи будут потреблять газ и отопление только для удовлетворения основных потребностей. Предполагается, что в этих группах домохозяйств одинаковая ценовая эластичность. B + B j (j = 3,4,5) имеют эластичность в зависимости от уровня доходов j.
Надежность приведённого выше уравнения, особенно ценовой эластичности, проверяется путем оценки однородности эластичности цен в разных квинтилях:
а также через формулу, где доходы семей включают в себя переменную взаимодействия:
Модель основана на данных обследования домохозяйств 2010 года, которые Госстат проводит каждый квартал. В опросе участвуют 10428 семей. Оцениваются их социально-экономический статус, уровень жизни, доходы и потребительские расходы (в том числе на газ и отопление). Данные репрезентативно отражают ситуацию в 17 млн домохозяйств Украины. Данные о тарифах на отопление и газ были предоставлены "Нафтогазом", данные о социальном положении семей получены из Минтруда.
Кривая спроса показывает эффективные цены для домохозяйств (цена за вычетом социальной помощи), которые отражают истинную стоимость коммунальных услуг и разницу между домохозяйствами. Цифры на 2012 год прогнозируются путем корректировки доходов населения за 2010 год с учетом инфляции по оценке МВФ и прогнозу по росту заработной платы, а также с учетом фактических цен на газ и отопление в 2012 году. В таблице 1 приведены сводные статистические данные, которые применяются в анализе.
E. Результаты
Эластичность спроса
Спрос на газ и тепло не будут эластичными в краткосрочной перспективе. Результаты в таблицах 2 и 3 соответствуют всем трем наборам метода наименьших квадратов (один из методов оценки неизвестных параметров в моделировании при помощи линейной регрессии, - LB.ua). Потребление тепла снизится от 1,65% до 1,82% при увеличении тарифов на 10%. Спрос на газ также является неэластичным, хотя и более чувствительным к изменениям цены. Спрос упадает от 2,63% до 2,83% в ответ на 10% роста тарифов.
(
Такая эластичность спроса согласуется с другими исследованиями. Краткосрочная эластичность спроса на природный газ оценивается в -0,12 (Бернштейн и Гриффин, 2006) и в -0,2 (Бохи и Циммерман, 1984). Генеральная эластичность спроса на цены на энергоносители похожа и начинается от -0,14 (Бенцен и Энгстед, 1993) до 0,22 (Проссер, 1985).
В обоих случаях (с ростом цен на газ и отопление) было заметно среднее падение доходов в рамках групп, связанных общими признаками.
В подтверждение теоретических выкладок, тест Вальда говорит, что богатые домохозяйства могут менять потребление газа и тепла сильнее, чем бедные. Напомним, что упругость спроса для j-квинтиля оценивается как B+B j (j = 3, 4, 5). Если эластичность пятого квинтиля такая же как эластичность первых двух, то B = B + B 5 . Что значит что B 5 = 0.
Тест Вальда отвергает гипотезу о том, что B 5 = 0 для потребления газа и отопления. У группы самых богатых эластичность спроса на тепло на 10% и на газ на 8% выше, чем у двух беднейших групп. Однако тест Вальда говорит, что нет разницы между эластичностью первых двух групп и третьей группой, и очень мало разницы с четвертой частью населения.
Поскольку ценовая эластичность для третьего и четвертого квинтилей менее значительны (касательно спроса на отопление и газ), ценовая эластичность рассчитывается для каждой отдельной семьи.
Коэффициенты других переменных также согласуются с ожиданиями. Все оценки ожидаемы и являются статистически значимыми. Оценки эластичности позволяют предположить, что 10-процентное увеличение годового дохода семьи приводит к росту потребления газа и тепла примерно на 1,7% и 1,1% соответственно. Многие дополнительные факторы также играют важную роль в определении уровня потребления.
- Чем больше квартира или дом и больше людей в семье, тем больше спрос на газ и отопление. Спрос на отопление зависит от физического размера дома, в то время как спрос на газ больше зависит от размера семьи.
- Спрос на отопление выше в жилых зданиях, чем в индивидуальных домах, а также в городских семьях, чем в сельских, так как (i) в селах есть альтернативные формы отопления (в том числе от сжигания древесины) и (ii) многоквартирные дома имеют меньшее качество изоляции и более распространены в городах.
- Спрос на газ, напротив, гораздо ниже в квартирах и городских районах, так как эти семьи реже используют газ для подогрева воды. (Они получают горячую воду из водопровода).
- Чем лучше состояние квартир и домов, тем меньше семья потребляет тепла и газа.
- В случае централизованного отопления, когда семья не может регулировать потребление, потребление на одну семью растёт. Точно также потребляется больше тепла, когда семья использует независимые источники энергии.
- Потребление бытового газа растёт в том случае, если он используется для нагрева воды и легко доступен.
Последствия 20% роста тарифов в 2012 году
Бытовые расходы на отопление почти в два раза чувствительнее расходов на газ в случае повышения тарифов. Это во многом объясняется тем, что ценовая эластичность потребления тепла в три раза меньше, чем потребления газа. Следовательно, по сравнению с потреблением газа, семьи не так сильно снизят потребление тепла, а тратить на него будут больше. Эти результаты отражаются в семьях всех уровней доходов.
Влияние роста тарифов для среднего домашнего хозяйства значительно ниже одного процента от дохода. Когда домохозяйства в третьем и четвертом квинтилях (вместе 40% семей) не могут регулировать объемы потребления, расходы увеличатся на две трети или три четверти от 1% от дохода. С учетом регулирования потребления они могут ограничить рост расходов от половины до двух третьих процента от дохода. Среднее домашнее хозяйство также потеряет очень малый потребительский излишек.
Расходы богатых семей на коммунальные тарифы вообще мало сопоставимы с их доходами, в отличие от бедных семей. Даже тогда, когда богатые домохозяйства (20% всех домашних хозяйств) изначально не в состоянии регулировать объемы потребления, их расходы на коммунальные услуги повысятся менее чем на половину процента их дохода. А вскоре они снизят потребление почти в 1,5 раза до трети процента от доходов.
Азаров обещает, что тарифы на коммуналку после выборов не повысятся
Тем не менее, 40% беднейших домохозяйств столкнутся с наибольшим ростом счетов за коммунальные услуги, в процентах от доходов. Сначала, когда они не смогут регулировать объемы потребления, их расходы вырастут на чуть более чем один процент от доходов. Но даже после сокращения потребления рост расходов будет близок к одному проценту от доходов.
Потери в потребительских излишках по сравнению с доходами также ниже для состоятельных домохозяйств. Хотя абсолютная величина потребительского излишка больше для богатых семей, потери в процентах от доходов меньше, чем для бедных. Следовательно, общие потери для богатых семей (потребительские излишки плюс коммунальные расходы) по отношению к доходам только временно повысятся, и будут отрегулированы после снижения потребления. Между тем бедные семьи понесут самые большие потери потребительского излишка в пропорции к доходам, по сравнению со всеми остальными группами.
Расходы на соцпомощь, которые сегодня составляют 0,2% ВВП, останутся практически неизменными, и вырастут только на 0,02% ВВП. Прямые субсидии вырастут с 0,02% до 0,03% от ВВП. (Домохозяйства первых четырех квинтилей смогут получать помощь). Три четверти субсидий пойдут на поддержку семей, которые уже получают помощь (их расходы на коммунальные услуги составляют выше 15% дохода). Остальное получат новые семьи, которые обратятся за помощью. Эти затраты останутся относительно неизменными даже после того, как семьи сократят объемы потребления тепла и газа. Дополнительная денежная компенсация за потерянный потребительский излишек будет стоить очень мало (0,01% ВВП) и поможет мобилизовать общественную поддержку этой трудной реформы.
Бремя для госбюджета будет сокращено, высвобождая ресурсы для роста инвестиций. Доходы "Нафтогаза" и коммунальных предприятий вырастут на 0,3% ВВП после того, как люди откорректируют уровень потребления. Ликвидация льгот для среднего класса и богатых (почти 0,2% ВВП) также высвободит ресурсы. Затраты на дополнительную адресную соцпомощь (0,02% ВВП) - минимальные и едва ли сокращают эту выгоду. Кроме того, правительство могло бы в полной мере использовать сбережения для компенсации всем, кроме богатых, их дополнительных расходов (0,6% ВВП), или же только беднейшим семьям (0,2% ВВП).
F. Выводы
Рост тарифов необходим для изменения текущей неэффективной ценовой политики и ценовых искажений. Как показано в этой статье, основная часть социальной поддержки сегодня выражена в виде продажи газа ниже его стоимости. Рост тарифов приведет к сокращению этих скрытых субсидий, которые помогают крупным потребителям, в данном случае - богатым семьям. В то же время, рост тарифов позволит снизить перепотребление и стимулирует внедрение технологий энергосбережения. Со временем, энергоэффективность промышленного производства также увеличится из-за невозможности использовать дешевый газ для населения (произойдет реакция на сокращение разницы в ценах между двумя видами потребителей).
График постепенного роста тарифов будет стимулировать сокращение потребления при одновременном росте доступности. Постепенное повышение тарифов позволит смягчить воздействие на бедных и средний класс, чьи расходы на коммунальные услуги являются значительной частью доходов. Это также даст время, чтобы скорректировать потребление, которое согласно нашим данным оказалось менее эластично, чем у богатых. Между тем, повышение тарифов - о чем свидетельствует подсчеты о 20% роста тарифов - мало повлияет на благосостояние богатых семей. Следовательно, четкий график повышения тарифов в среднесрочной перспективе стимулирует снижение потребления газа и тепла в богатых семьях.
Реформа соцпомощи может частично компенсировать потери бедных семей и среднего класса и сократит искажения в распределении благ. При нынешней системе богатые семьи мало тратят на коммунальные услуги и получают около 20% всей выгоды от льгот на газ и отопление. Ликвидация этих преимуществ освободит почти 0,2% ВВП для адресной социальной помощи.
Реформированная система будет направлена на помощь наиболее уязвимым слоям и ограничит расходы на коммунальные услуги на уровне 15% от дохода для семей из 80% населения. Для роста общественной поддержки целевая социальная помощь может быть повышена путем денежной компенсации за потери потребительских излишков от повышения тарифов.
Экономия правительства от повышения тарифов на газ и тепло может быть направлена на повышение качества жизни для всех украинцев. В целом около 5% ВВП идёт на льготы на газ и отопление для граждан. Анализ показывает, что даже с помощью всего лишь 20% роста тарифов правительство получит почти 0,3% ВВП. Рост социальных расходов будет минимальным и будет с лихвой компенсирован ликвидацией льгот для богатых. Сэкономленные деньги следует сперва использовать для инвестиций в инфраструктуру на энергосбережение. Это поможет уменьшить бремя от повышения тарифов для семей. Дополнительные инвестиции, которые появятся после новых повышений, можно направить на разведку и внутреннюю добычу газа и развитие месторождений, а также на экономический рост, что в конечном итоге принесет больше пользы семьям, чем заниженные цены на газ и отопление.