По словам Президента Украины Виктора Януковича, процесс создания зоны свободной торговли в Харьковской области затормозился. В чем причина и что нужно предпринять, чтобы изменить ситуацию к лучшему?
Дело в том, что вопрос о специальных режимах экономической деятельности и зонах свободной торговли весьма непростой. В мире и в Украине существует как положительный опыт использования механизма свободных экономических зон (СЭЗ), так и негативный с точки зрения коррупционной составляющей.
С одной стороны, для промышленно развитых регионов Украины, в том числе и для Харьковской области, идея возрождения СЭЗ актуальна, с другой – подход к нормативно-правовому регулированию и формированию пакета льгот и преференций для них должен быть более взвешенным, чтобы не допустить повторения нарушений и злоупотреблений.
Опыт предыдущих лет показал, что с точечными СЭЗ сопряжены коррупционные риски и дисбалансы в конкурентной среде. Ведь в период пика своей деятельности СЭЗ покрывали только 10% территории Украины. Остальные 90% были дискриминированы в отношении налоговых льгот. Эта диспропорция, с одной стороны, вызывала разговоры о пристрастном отношении власти к тем или иным регионам, с другой – ставила в менее конкурентные условия регионы, где такие зоны не существовали.
Я убежден, что в ближайшее время будут реализованы оптимальные и взвешенные механизмы стимулирования развития регионов, промышленных и сельскохозяйственных кластеров.
В плане инвестиций у Украины есть определенные трудности. Что нужно сделать, чтобы она стала привлекательной для местных инвесторов, и что – для иностранных?
Как Вы, наверное, знаете, мы приступили к работе по качественному изменению инвестиционного климата в нашей стране и в регионе.
И функция государства – не бегать за конкретным инвестором, убеждая его "прийти" в страну или в регион, а создать условия для комфортной реализации инвестиционного проекта, в первую очередь, зону свободную от произвола разрешительных структур. Региональный разрешительный центр, который совместно реализует городская и региональная власть до 1 июня этого года, будет реально прозрачным и в прямом, и в переносном смысле.
Сегодня формируется правовое поле, которое позволит изменить и качественную сторону инвестиций в сторону прихода "длинных денег" - капиталов, которые будут инвестированы в промышленность, инновации, в сельское хозяйство.
Что касается внутренних инвестиций, то тут важным моментом является легализация капиталов, препятствование их выводу в иностранные офшоры, а также борьба с коррупцией во всех ее проявлениях. В этом направлении активно действует правительство. В то же время значительным стимулом для активизации внутренних инвестиций в реальный сектор – производство, должен стать переход к инновационной экономике.
Считаю, что участие Харьковской области в разработке новой и внедрении существующей нормативно-правовой базы в сфере налогообложения, инвестиций, разрешительной системе, развитии венчурного бизнеса, и межрегиональных связей с иностранными государствами является важной составляющей этой работы.
Какие отрасли экономики в регионе Вы считаете наиболее привлекательными для инвесторов на сегодняшний день?
Для ответа на Ваш вопрос, в первую очередь необходимо исходить из того, что инвесторы самостоятельно определяют наиболее интересные сферы приложения капиталов в той или иной стране или регионе.
В последние годы прослеживается тенденция к увеличению доли финансового сектора в поле интересов иностранного инвестора.
Статистика свидетельствует, что в нашем регионе наибольшие объемы прямых иностранных инвестиций присутствуют на предприятиях, основной деятельностью которых являются финансы - 625,9 млн долларов (по нарастающему итогу). Несколько отстают такие сферы деятельности, как операции с недвижимым имуществом, аренда, инжиниринг и предоставление услуг предпринимателям - 10,4 млн долларов (Словакия и Кипр); предоставление коммунальных и индивидуальных услуг; деятельность в сфере культуры и спорта - 6,5 млн долларов (Виргинские и Британские острова, Панама); химическая и нефтехимическая промышленность (химическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий) - 4,3 млн долларов (Российская Федерация); производство и распределения электроэнергии, газа и воды - 2,4 млн долларов (Кипр); строительство - 2,2 млн долларов (Великобритания).
А наименее привлекательными?
Я считаю, что недооцененными инвестором сегодня являются такие сегменты, как разведка полезных ископаемых, переработка и утилизация твердых бытовых отходов, а также отдельно стоящий блок – инновационные проекты в машиностроении. Приоритетной отраслью для инвестиций, на мой взгляд, является и агропромышленный комплекс с созданием предприятий с максимально глубокой переработкой сельхозпродукции. После внесения изменений в земельное законодательство, активизируется активность иностранного капитала в агропромышленном комплексе. Здесь необходимы дополнительные стимулы для инвестора со стороны государства в первую очередь в виде прозрачного, близкого к международным стандартам законодательства и четких механизмов по его имплементации, понятных для инвестора.
Вы говорили, что инвестиционная потребность Харьковской области составляет 6 млрд долларов. Существует ли вероятность того, что это сумма увеличится по окончании года и от чего конкретно зависит ее рост или сокращение?
Когда я говорил об усредненной инвестиционной емкости Харьковской области, я подразумевал суммарный объем инвестиций, который мог бы быть освоен нашим регионом за период от двух до пяти лет по основным отраслям промышленности и сельского хозяйства с учетом внедрения инновационной модели в промышленности и сельском хозяйстве, а также создания новых предприятий с так называемым "greenfields". Поэтому данная цифра – обобщение потребностей нашей области в тех ресурсах, которые мы по объективным причинам не сможем привлечь в ближайшие несколько лет из других источников – государственный, местный бюджеты.
К сожалению, на сегодня было бы чересчур оптимистично рассчитывать на привлечение такого объема инвестиций в течение ближайшего года-двух, учитывая международную конъюнктуру рынка капиталов и структуру инвестиций в нашем регионе, да и в Украине в целом.
Что касается роста или сокращения данной цифры – очевидно, что чем больший объем инвестиций в экономике региона, особенно в ее реальном секторе, тем больше создается рабочих мест, тем выше заработные платы, тем меньше уровень безработицы – то есть, тем выше социальные стандарты жизни населения. Ведь рассчитывать исключительно на средства бюджета для решения всех проблемных вопросов сегодня достаточно сложно.
Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию на рынке инвестиций?
Опять же, инвестиционная активность во многом зависит и от конъюнктуры рынка. Сегодня в этом сегменте наметились позитивные тенденции - уровень инвестиционной активности продолжил повышаться в четвертом квартале 2010 года. По Харьковской области в 2010 году прирост прямых иностранных инвестиций составил 129,9% по отношению к предыдущему год – это второе место в Украине после Киева, и рекордный показатель за всю историю Харьковщины 622,6 миллионов долларов. И сейчас мы работаем над его улучшением.
Сейчас в Харьковской области разработаны три крупных проекта в сфере высоких технологий: украинско-российского технопарк "Слобожанщина", Технополис "Пятихатки" на базе ННЦ "ХФТИ", а также IT-парка "Интеллектроника". На каком этапе находятся эти проекты, и есть ли уже конкретные договоренности с инвесторами?
Проекты, которые Вы перечислили, направлены на формирование инфраструктуры для внедрения инновационных моделей в промышленности и трансфера современных технологий.
Украинско-российский технопарк находится на этапе подготовки учредительных документов и согласования материальных и нематериальных активов, вносимых украинскими и российскими учредителями в уставной фонд.
В этом процессе активно участвуют АО "ФЭД", ХНУ им.Каразина, ХНУРЭ, КПИП "Рогань", Белгородский государственный университет. Если украинско-российский технопарк ориентирован на расширение сотрудничества между Украиной и Российской Федерацией, то проект создания Технополиса "Пятихатки" - направлен на сотрудничество в инновационной сфере со всеми передовыми странами мира. Именно поэтому в качестве базового института в данном проекте выступает ННЦ ХФТИ – наш ведущий центр материаловедения, ядерной физики и нанотехнологий.
Концепции Технополиса "Пятихатки" вместе с украинско-российским технопарком "Слобожанщина" направлены областной государственной администрацией в Государственное агентство инвестиций и управления национальными проектами для включения их в Нацпроект "Энергия инноваций". Мы получили позитивную оценку нашей инициативы и ожидаем, что проект будет признан проектом Национального значения. Это, в свою очередь, даст возможность получить преференции для инновационных предприятий, которые будут работать в Технополисе.
Проект создания IT-парка "Интеллектроника" также нацелен на развитие инновационной инфраструктуры, но в направлении информационных технологий. Его концепция предполагает трансформацию уже существующего офисного здания в современный технопарк, оснащенный дата-центром высокой отказоустойчивости. При этом мы планируем уже на стадии создания дата-центра в значительной мере использовать наши Харьковский разработки. Во-первых, это создаст условия для эффективной работы наших программистов, создателей контента, а, во-вторых, позволит реализовать проекты оказания стратегических услуг – управления транспортной логистикой, развертывания медицинских диагностических систем, электронной биржевой торговли.
Через сколько лет они начнут приносить реальные доходы?
Все три проекта, как Вы, наверное, знаете, развиваются параллельно, но украинско-российский технопарк наиболее близок к регистрации юридического лица. Это значит, что реальные инвестиции для его реализации поступят уже в третьем квартале 2011 года. Если же говорить о доходах от реализации этих трех проектов, то основные источники поступлений будут происходить из трансфера технологий, реализации инновационных проектов. Также они создадут условия для применения интеллектуального потенциала наших специалистов, которые на сегодня не востребованы в реальном секторе. Это, в свою очередь должно содействовать остановке оттока "интеллекта" из региона и из страны в целом.
Харьковские предприниматели активно готовятся к проведению Евро-2012 – строятся новые гостиницы, развивается ресторанный бизнес, обновляется инфраструктура. Что произойдет со всеми этими проектами после окончания чемпионата, и в каком качестве они будут востребованы?
Действительно, подготовка к "Евро-2012" стала очень мощным стимулом для развития инфраструктуры нашего города и области. Из государственного бюджета на сегодня инвестировано 917,69 млн гривен, местных бюджетов – 235,98 млн гривен, средств внутреннего и зарубежного инвестора – 893,08 млн гривен. Все эти средства пошли на развитие инфраструктуры города и области, то есть, инвестиции носят, в том числе, и социальный характер.
Как Вам известно, в рамках подготовки к "Евро-2012" реконструирован стадион "Металлист", построен новый терминал Международного аэропорта "Харьков", в текущем году завершится реконструкция взлетно-посадочной полосы аэропорта. Уже реконструированы и построены гостиницы различной классности, железнодорожные, авто- вокзалы, реконструируются внутригородские и междугородние автодороги. Список объектов можно продолжить. Все это после окончания проведения чемпионата будет работать для жителей Харьковской области и гостей города по своему прямому функциональному назначению.
Поэтому дискуссию вокруг того, сколько нам принесет материальных доходов проведение "Евро-2012" я считаю неуместной. "Евро-2012" позволит заново открыть Харьков для всего мира и создать мощную, современную инфраструктуру для пользования харьковчанами и гостями региона.