Российские эксперты упорно заверяют, что сама по себе украинская ГТС без российского газа никому в мире не нужна, что сегодня этот «набор металлолома» пока еще интересен России, но когда будут построены «Южный» и «Северный» потоки, она вообще потеряет какую-либо ценность. Что, мол, данный вопрос слишком заполитизирован и украинцы очень недальновидно поступают, отказывая «Газпрому». Все эти и другие доводы имеют под собой серьезные основания, но правда заключается в том, что украинская Труба все-таки нужна России. И очень нужна.
Фото: EPA/UPG
Украинская ГТС – самый дешевый способ доставки российского газа в Европу. Что касается «Северного» и «Южного» потоков, то, во-первых, это очень сомнительные с точки зрения реализации и эффективности проекты. Они, скорее всего, вообще были запущены в информпространство в качестве страшилок, и только позже российская власть стала задумываться, как же их действительно реализовать. А во-вторых, с ними очень много проблем. Например, страны, по территориям которых потоки должны будут проходить в обход Украины, начали открыто шантажировать Россию и набивать себе цену. По заявлениям гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности РФ Константина Симонова, Турция для России уже становится «второй Украиной». Высокие затраты и сложные технические условия – все это дополнительные риски проектов. Но главное в том, что даже если оба эти потока лет через 10–20 будут построены, без украинской ГТС «Газпрому» все равно не обойтись.
Планируемая пропускная способность «Северного потока» – 55 млрд. кубометров газа в год, «Южного» – 63 млрд. куб. Вместе – 118 млрд. Пропускная же способность украинской ГТС на границе с Россией (то есть «на входе») составляет 288 млрд. кубометров, на границе Украины с Польшей, Румынией, Белоруссией, Молдавией – 178,5 млрд. куб. м, в том числе со странами ЕС – 142,5 млрд. кубометров. В среднесрочной перспективе «Газпром» не сможет обойтись без украинской Трубы.
Фото: www.glasweb.com
За последние годы «Газпром» скупил ГТС во всех странах, где только можно было. Там, где не скупил – стал одним из акционеров через подконтрольные фирмы. Таким образом, российский государственно-частный монополист обеспечивает себе прогнозируемую ситуацию, снижает затраты на транспортировку газа и главное – получает прямой доступ к потребителям, в первую очередь промышленным. При этом из всех труб украинская – самая значимая для «Газпрома». Для сравнения. Через Белоруссию, где газовый монополист является мажоритарным собственником ГТС, в страны ЕС российского газа транспортируется примерно в четыре раза меньше, чем через Украину. Не те мощности.
Учитывая ценность украинской ГТС для «Газпрома», вопрос о том, выдержит ли украинская власть давление своих российских «партнеров», остается открытым.
Рассматривая историю с украинской Трубой, стоит посмотреть на ситуацию несколько шире.
Что мы знаем о России? Россия – это геополитический игрок, чье могущество во многом базируется на мировом дефиците энергоресурсов и зависимости ряда государств от российских газа и нефти. Основные потребители российского газа сегодня находятся в Европе. Но, по большому счету, европейский рынок для России сегодня уже не самый выгодный и масштабный. Да, так сложилось исторически, что трубы во времена СССР проложили именно в этом направлении. Ну и что? Жадные европейцы начинают экономить и планируют к 2020 году снизить потребление дорогого российского газа как минимум на 20%. Дальше – больше. В какой-то момент переориентация на другие рынки, даже с учетом больших затрат на прокладку новых газотранспортных коммуникаций, для России может оказаться более выгодной. Новые рынки «Газпром» будет искать на востоке, где сосредоточено около трети всех финансов мира и существует серьезный дефицит собственных энергоресурсов.
Фото: EPA/UPG
Однако при более пристальном рассмотрении можно увидеть, что Россия – это газовый колосс на глиняных ногах. Потенциально природного газа в России очень много. По разным оценкам, от 18% до 24% всех мировых запасов. Но важен не этот показатель, а объем разведанных на сегодня месторождений. То есть тот объем газа, который можно добыть. Например, в 2008 году в России было добыто 464 млрд. м куб. (по данным Минэкономразвития). Собственное потребление газа в РФ составило около 420 млрд. м. куб. И это притом, что еще не вся территория самой России газифицирована. То есть потенциальное потребление газа в самой стране выше, чем сейчас, и оно сравнимо (если не больше) с объемом добываемого газа. Новые месторождения не разрабатываются, и тенденция такова, что за последние годы объем добычи газа в России неуклонно снижается.
Сегодняшнюю разницу между добываемым и необходимым объемами газа (в том числе и для того, чтобы держать европейские страны на газовом крючке) Россия покрывает за счет газа, добываемого в Туркмении, Узбекистане и на других прилегающих территориях. Конечно, руководство РФ делает все, чтобы удерживать свое влияние в данных государствах. Да и продавать свой газ по-крупному в другие страны в обход трубы «Газпрома» они не могут. Или этот газ покупает «Газпром», или его не покупает никто. Но, по сути, получается, что весь пафос и мощь России как геополитического игрока зависит от очень рискового фактора – от того, будет ли «Газпрому» доступен газ на ближайших территориях. Вот случится, не дай бог, конечно, в Туркменистане какая-нибудь чайная революция и не станет новый туркмен-баши продавать голубое топливо «Газпрому» – не будет стоять Черноморский флот в Крыму. Да и много чего еще не будет.
Данное рассуждение, по сути, сводится к одному простому тезису – мир меняется. И то, что сегодня нам кажется очень важным, завтра может потерять всю свою ценность. Нужно вовремя принимать правильные решения, невзирая на страхи и мифы.
Вместо резюме. В ближайшее десятилетие Украине придется принимать принципиальное решение о том, что делать с Трубой. По сути, это решение сводится к простой схеме: подороже продать уже сегодня или же понемногу получать разные бонусы завтра, шантажируя Россию (или ведя переговоры, кому как нравится). А там или падишах умрет, или ишак сдохнет. Все разговоры о совместном, равноправном и паритетном владении/управлении украинской ГТС Украиной и Россией (европейцы не в счет) – разговоры в пользу бедных. Это невозможно. Как невозможно, чтобы совместно владели ульем пасечник и пчелы. Пасечник все равно заберет весь мед себе. Они изначально в неравных условиях. Поэтому отдавать России ГТС частично – бессмысленно. Заплатят как за часть, а заберут все. Если и отдавать – то всю ГТС и сразу. И забыть о ней. Но отдать за адекватную ценность. Например, за независимость в атомной энергетике.
При этом не стоит забывать, что сегодня украинская Труба находится на пике цены. Так будет продолжаться еще лет десять. Потом или россияне сойдут с ума и таки построят какой-нибудь из потоков (в смысле, «Северный» или «Южный»), или Россия реально переориентируется на Восток – как бы там ни было, но роль и стоимость украинской Трубы начнет снижаться. Плюс она все-таки ржавеет.
Фото: Униан
Сегодня Украина находится на восьмом в мире (!) и на четвертом в Европе месте по объемам производимой атомной электроэнергии. В наследство от СССР нам достались не только производственные мощности, но и старые технологии. Чтобы не вдаваться в подробности, можно говорить, что украинские АЭС могут работать в основном только на российском ядерном топливе. Также можно утверждать, что роль атомной энергетики как альтернативной с каждым годом будет только возрастать. Скорее всего, будущие энергетические войны станут разворачиваться именно на этом рынке. Может быть, в какой-то момент просто стоит поменять украинскую ГТС на российское ядерное топливо, достроить пару энергоблоков – и в ближайшие сто лет стать основным европейским производителем электроэнергии? Черной икры не обещаем, но на хлеб с маслом хватит.