Мораторий на продажу сельхозземель продолжают уже много лет. Впервые его ввели в 2001 году на четыре года после распаевания коллективных полей, затем приняли аналогичное решение в ноябре 2004-го – кстати, между первым и вторым турами президентских выборов, еще позже продляли ежегодно. Это неудивительно, ведь представители «аграрного лобби» в парламенте не особо изменились.
Не уверен, что мы увидели позицию руководителей фракций. Идея о продлении моратория, скорее всего, поступила снизу, от представителей сельскохозяйственных компаний. Крупный аграрный бизнес в период кризиса не располагает деньгами, позволяющими выкупить паи у крестьян в том случае, если завтра рынок заработает. Второй мотив: в ближайшие 2–3 года аграрные бизнесмены хотят иметь стабильные правила в сфере землепользования, позволяющие привлечь деньги иностранных банков и финансовых компаний.
Впрочем, даже без этого закона рынок сельхозземель не мог «открыться» в 2010-м, поскольку парламент не принял законопроекты «О рынке земель» и «О государственном земельном кадастре», как того требует действующий Земельный кодекс. Вся кампания вокруг моратория отдавала политическим пиаром. Тот же президент Виктор Ющенко, который говорит о необходимости снятия моратория, на протяжении пяти лет так и не внес в Раду проекты законов, которые приблизили бы Украину к земельному рынку.
Так что вопрос о том, когда собственники сельхозземли смогут ее продать, а кто-то другой – купить, остается открытым. Силами, сопротивляющимися рынку земли, сегодня являются как крупные аграрные холдинги, так и пайщики-крестьяне. И те и другие опасаются конкуренции со стороны иностранных компаний, а также спекулятивного хаоса, который начнется, если заблаговременно не наладить схемы продаж больших участков.
Кто бы ни стал следующим президентом, ему придется считаться с этим мнением, иначе он потеряет поддержку как крупного бизнеса, так и сельских жителей. Было бы очень важно, чтобы будущий глава государства не пугался таких настроений в обществе, а начал действовать через создание «пилотных проектов» по продаже небольших сельхозучастков в разных регионах Украины путем аукционов. Это позволит увидеть цену на эту землю в той или иной области, выяснить, каков на нее спрос, а также отработать схемы купли-продажи.
Я уверен, что до 2012 года руководство страны не сможет снять мораторий. Будет ли рынок введен в 2012-м – большой вопрос. Особенно, если парламентские выборы состоятся «по графику», то есть через два года. Ни один из украинских политиков, ни одна из партий не рискнет начать пропаганду введения купли-продажи сельскохозяйственных земель накануне выборов, поскольку их не поймет сельский электорат.
Впрочем, многое зависит от того, будут ли приняты законы и состоятся ли пилотные аукционы по продаже участков, находящихся в государственной собственности. Ведь если провести подготовительную работу и показать, как будет функционировать рынок на двух-трех примерах, страх перед рынком сельхоззмель уменьшится.