Музеи Швеции призывают правительство создать независимую комиссию для выработки рекомендаций по тому, как музеям действовать, когда в их фондах обнаруживаются произведения, утраченные во время Второй мировой войны и Холокоста.
Как сообщает The Artnewspaper, музеи хотят привести свои действия в соответствие с обязательствами Швеции по Вашингтонским принципам 1998 года.
Предложение создать профильную комиссию подали в Министерство культуры Швеции директор музея Даниэль Бирнбаум и бывший директор Музея современного искусства и Национального музея в Стокгольме Олль Гранат.
Швеция входит в число 44 стран и организаций, которые поддерживают Вашингтонские принципы. Это значит, что они согласны идентифицировать украденное нацистами искусство в публичных коллекциях и возвращать его наследникам первоначальных владельцев, многих из которых были евреями и стали жертвами Холокоста.
Музей современного искусства в Стокгольме уже вернул картины художников Оскара Кокошки и Эмиля Нольде наследникам первоначальных владельцев. Картину Кокошки вернули в этом году – наследникам Альфреда Флехтхейма, сбежавшего из нацистской Германии в 1933 году.
Бирнбаум утверждает, что музей не сталкивался с другими претензиями, но исследует провенанс некоторых работ, в чьем происхождении сомневаются, в своих коллекциях.
Государственный секретарь Министерства культуры Швеции Перл Олссон Фридх приветствует инициативу: “Позитивно, что Музей современного искусства серьезно относится к этим вопросам”. Он утверждает, что в прошлом году правительство попросило Шведское управление национального наследия разработать рекомендации для обнаружения и репатриации или реституции заявленных предметов в музейных коллекциях. «Недавние материалы, дискуссии и работа, выполненная Музеем современного искусства, дают понять, что необходимы дополнительные усилия. Мы не можем исключить возможность обнаружения других случаев», – добавляет Фридрих.
Австрия, Франция, Нидерланды, Великобритания и Германия уже создали группы для оценки претензий на произведения искусства, которые могли быть украдены нацистами у прежних владельцев.