Кто посылает фильмы на “Оскар”
Согласно правилам Американской Киноакадемии, каждая страна может отправить по одному фильму в год в номинацию “Лучший иностранный фильм”. Решение о том, какой фильм представит страну на “Оскаре”, принимает профессиональная организация – комитет, местная киноакадемия (как в Великобритании, например) и т.д. В нашем случае это Оскаровский комитет, который основали Госкино, Национальный союз кинематографистов и Ассоциация продюсеров Украины.
В 2016 и 2017 годах на “Оскар” от Украины фильмы посылал состав из 16 человек (в 2018 году скончалась Кира Муратова):
-
Алик Шпилюк (киновед, член Европейской киноакадемии);
-
Дмитрий Десятерик (кинокритик, член ФИПРЕССИ);
-
Александр Гусев (кинокритик, член ФИПРЕССИ);
-
Мирослав Слабошпицкий (кинорежиссер, член Европейской киноакадемии);
-
Владимир Тихий (кинорежиссер, продюсер);
-
Андрей Халпахчи (директор кинофестиваля "Молодость", член Европейской киноакадемии);
-
Кира Муратова (кинорежиссер);
-
Сергей Лозница (кинорежиссер);
-
Алексей Першко (кинокритик, член ФИПРЕССИ);
-
Дмитрий Томашпольский (кинорежиссер, член Европейской киноакадемии);
-
Дарья Бадьёр (кинокритик, член ФИПРЕССИ);
-
Марина Врода (кинорежиссер);
-
Аксинья Курина (кинокритик, член ФИПРЕССИ);
-
Людмила Новикова (кинокритик, член ФИПРЕССИ);
-
Андрей Дончик (кинорежиссер, продюсер);
-
Наталья Мусиенко (кинокритик, член ФИПРЕССИ).
В 2018 году на заседании из-за конфликта интересов не голосовали Андрей Дончик (один из продюсеров фильма “Киборги”), режиссер фильма “Брама” Владимир Тихий и режиссер “Донбасса” Сергей Лозница.
Как сформировался этот комитет?
После скандала с невыдвижением фильма “Племя” Мирослава Слабошпицкого на “Оскар” в 2014 году стало понятно, что Оскаровский комитет нужно переформатировать. Было очевидно, что между двумя поданными фильмами – “Племенем” и “Поводырем” Олеся Санина – шансы на попадание в номинацию были только у фильма Слабошпицкого, с тремя наградами каннской “Недели критики”, восторженной прессой и ворохом других призов (в том числе – Европейской киноакадемии).
В результате бурных обсуждений решили, что в новый комитет (и в Общественный совет, который его формирует) войдут люди, которые соответствуют одному из таких критериев: они – режиссеры фильмов-участников кинофестивалей класса “А” с 1991 года; украинские кинопрофессионалы-лауреаты кинофестивалей класса “А” с 1991 года, члены Европейской киноакадемии и/или члены ФИПРЕССИ (Международной федерации кинопрессы, куда входят кинокритики и киножурналисты).
В 2015 году Американская киноакадемия не утвердила новый состав комитета, поэтому от Украины на “Оскар” фильм не выдвигали. В 2016-м новый комитет уже определил первого национального претендента – “Укранских шерифов” Романа Бондарчука. В 2017 таким фильмом стал “Уровень черного” Валентина Васяновича, в 2018 – “Донбасс”. В 2019 каденция нынешнего состава заканчивается.
Как принимается решение?
Согласно регламенту, члены комитета рассматривают каждый фильм, обсуждают его на заседании и потом голосуют: каждый выбирает один фильм. Один голос – один балл.
При подсчете голосов счетной комиссией каждому фильму могут добавить по баллу за соответствие таким пунктам: фильм участвовал в конкурсной программе кинофестиваля класса “А”; фильм получил на кинофестивале класса “А” награду; рецензия на фильм вышла в изданиях Variety, The Hollywood Reporter или Screen. Почему эти издания? Они профильные, англоязычные, базируются в США и посылают своих журналистов и критиков на ключевые киносмотры – соответственно, если фильм там замечен, то и рецензия выйдет.
В этом году баллы распределились так:
- “Донбасс” – 9 баллов (шесть голосов и три дополнительных балла);
- "Вулкан” – 4 балла (2 голоса и 2 доп.балла);
- “Когда падают деревья” - 4 балла (2 голоса и 2 доп.балла);
-
“Киборги” – 1 балл (1 голос).
“Донбасс” – единственный из шести поданных фильмов, у которого есть приз кинофестиваля класса “А”: в мае Лозница получил приз за режиссуру в конкурсе “Особый взгляд” Каннского кинофестиваля. У “Вулкана” и “Когда падают деревья” есть и участие в кинофестивалях класса А, и рецензии в профильных изданиях.
Что дальше?
Теперь фильм отправится на рассмотрение Американской киноакадемией, которая должна принять его. Случай с “Донбассом” немного рискованный: согласно правилам Киноакадемии, фильм может быть поданным от страны, если “большая часть креативного контроля” над его созданием находилась в руках граждан этого государства (в нашем случае – Украины). Ключевые позиции, которые должны занимать люди с украинским гражданством, – продюсер, режиссер и сценарист. Сергей Лозница, режиссер и автор сценария “Донбасса” – гражданин Украины, а вот генеральный продюсер картины Хайно Деккерт – немец. Денис Иванов, продюсер с украинской стороны, числится в титрах как ко-продюсер. Впрочем, все остальные ко-продюсеры – из Франции, Латвии, Румынии и Нидерландов, – и сам Деккерт написали, что согласны, чтобы “Донбасс” представлял именно Украину в категории “Лучший иностранный фильм”.
Шаг следующий. Киноакадемия принимает поданные разными странами фильмы и формирует лонг-лист (около 80-90 фильмов). Поэтому когда Оскаровский комитет объявляет фильм, стоит говорить о его выдвижении на "Оскар" в категорию "Лучший иностранный фильм", а не о номинации – о номинации можно будет сказать лишь когда фильм пройдет еще несколько стадий отбора, о которых – ниже.
Дальше составляется шорт-лист из девяти фильмов: члены Комитета по награде за лучший иностранный фильм (Foreign Language Film Award Committee) распределяют между собой фильмы (каждый член комитета из состава Киноакадемии смотрит около 15 фильмов) и голосуют за них. В результате голосования определяются шесть фильмов, которые попадают в шорт-лист. Остальные три выбираются Исполнительным комитетом награды за лучший иностранный фильм (Academy’s Foreign Language Film Award Executive Committee), который возглавляет Марк Джонсон (кинопродюсер). По мнению профильной прессы, именно эта возможность добавить три фильма привела к тому, что в шорт-лист попадали и “Сын Саула” Ласло Немеша, и “Клык” Йоргоса Лантимоса, и другие важные картины. Шорт-лист объявляют где-то в декабре.
После этого все члены Комитета отсматривают 9 фильмов из шорт-листа и в результате анонимного голосования определяют финальную пятерку номинантов.
Победитель в номинации “Лучший иностранный фильм” определяется в результате голосования всех действующих членов Киноакадемии, кто посмотрел пятерку фильмов-номинантов.
За все годы, что Украина отправляет на “Оскар” фильмы, ни один из них не прошел в шорт-лист. Всего фильмов было 11, один из них был дисквалифицирован Киноакадемией ("Водитель для Веры" в 2004 году).
Что дальше с Оскаровским комитетом?
Каденция нового комитета фактически закончилась, но ее члены сохраняют свой статус до выборов нового комитета.
Сначала нужно расширить состав Общественного совета Оскаровского комитета – за три года, прошедших с его формирования, украинских участников кинофестивалей класса “А” прибыло, больше кинематографистов вступило в Европейскую Киноакадемию, прибыло и кинокритиков-членов ФИПРЕССИ. Сейчас в составе Совета – 51 человек.
Из обновленного состава будут формировать новый Оскаровский комитет.
Как? Каждый член Общественного совета выбирает по пять человек из состава совета, которые, по его/ее мнению достойны войти в Оскаровский комитет. В результате голосования не менее чем ⅔ членов совета составляется рейтинг и формируется список потенциальных членов комитета, который рассылается им в надежде, что те ответят согласием на участие в работе над отбором украинских фильмов на “Оскар”.
Новый украинский Оскаровский комитет должна утвердить Американская киноакадемия, и уже в следующем августе-сентябре он выдвинет следующий украинский фильм-претендент на “Оскар”.
Когда украинский фильм получит “Оскар”?
Самый частый вопрос, пожалуй, в связи с “оскаровской кампанией”. Украина выдвигала свои фильмы на “Оскар” 11 раз, но самый реальный шанс– если не на получение награды, то на попадание в номинацию – был у фильма “Племя” Мирослава Слабошпицкого. Но члены комитета по каким-то неизвестным причинам предпочли выдвинуть “Поводыря” Олеся Санина.
Есть ли шансы у "Донбасса" попасть в шорт-лист и в финальную номинацию? Есть, и намного большие, чем у предыдущих фильмов, которые Украина выдвигала ранее, – фильм Сергея Лозницы получил приз на Каннском кинофестивале, на него вышли рецензии не только в Variety и Hollywood Reporter, но во многих изданиях, освещающих Канны, и Лозница – режиссер с мировым именем.
Учитывая механизм попадания фильмов в шорт-лист, кажется, что самый верный способ для украинских фильмов, чтобы заявить о себе – это попасть на радары международной киноиндустрии. Это означает участие в кинофестивалях класса “А” и получение там призов от основных жюри разных конкурсных программ.
Больше хороших авторских фильмов – больше шансов у Украины стать важной кинематографией, а значит, – больше внимания к украинским фильмам на международной арене.
Международного внимания, декларируемого украинским министром, вице-премьером и премьер-министром в своих коммюнике, недостаточно. Все трое делают заявления об успехах украинского кино за границей довольно преждевременно – очевидно, из-за полной некомпетентности в вопросе, нежелания разобраться, а также желании сыграть на человеческих эмоциях, дав людям повод лишний раз погордиться за соотечественников. Нельзя сказать, чтобы положительные месседжи были лишними в атмосфере то и дело проникающего во все усюды зрадофильства, но наряду с ними хотелось бы все-таки видеть системные изменения в сфере кинообразования, распределения финансирования и т.д. Их нет, а тем временем сфера государственного финансирования в сфере кино перераспределяется в угоду медиахолдингам и номенклатурщикам, оставляя мало свежего воздуха для молодых кинематографистов, не готовых загонять себя в рамки госзаказа.
Не будет преувеличением сказать, что акцент, который делается в государственной политике в сфере культуры на “патриотическом кино”; кино заказном, на определенные заданные правительством темы; кино, которое якобы “для широкого зрителя” (как будто кто-то из носителей подобной риторики знает, кто такой, этот “широкий зритель”) понижает шансы Украины попасть в шорт-лист “Оскара”.
Фильм “Киборги” (любимый многими зрителями и Украинской киноакадемией тоже), к примеру, – продукт для внутреннего рынка, где эмоция, вызванная выбранной темой, превалирует над эмоцией, которая вызывается качественно сделанным фильмом. Отсюда и успех картины Ахтема Сеитаблаева, режиссера, прямо скажем, очень посредственного. Может ли появиться в Украине хороший жанровый фильм о войне на Донбассе? Да, но снимет его выросший из “новой волны” режиссер-автор, включенный в мировой кинематографический контекст.
Когда Украина получит “Оскар”? Когда об искусстве и возможностях его существования в рамках государственной культурной политике будут думать прежде, чем о краткосрочных политических целях.
Есть ли альтернатива "Оскару"?
Конечно, всем хотелось бы иметь статус номинанта или – еще лучше – лауреата “Оскара”, но в погоне за большим голливудским золотом мы можем упустить и кое-что не менее интересное.
Например:
“Золотой глобус”
Номинация “Лучший иностранный фильм” есть и у “Золотых глобусов”. Каждая страна может подавать на рассмотрение Голливудской Ассоциации иностранной прессы не по одному фильму, как на “Оскарах”, а по нескольку. Решение – за продюсерами картин, сочтут ли они целесообразным тратить ресурсы на промо-кампанию фильма для “Золотых глобусов”.
“Студенческий Оскар”
Призы Студенческой академии вручаются режиссерам короткометражных фильмов из киношкол-членов организации CILECT. Ни одна украинская школа в сфере кино не является ее членом и, соответственно, не может подаваться.
Но школы, участвующие в CILECT, могут подавать каждый год по три короткометражных фильма в категориях: “игровое”, “анимационное” и “документальное” кино, если оно хронометражом до 40 минут.
Победители в каждой категории, к слову, могут быть выдвинуты в аналогичных номинациях на “Оскар” – лучший короткометражный игровой, лучший короткометражный документальный и лучший короткометражный анимационный фильм. Подробности – на сайте Американской киноакадемии.
Призы Европейской киноакадемии
Предварительный список претендентов из 50 фильмов формируют члены киноакадемии из 20 европейских стран и специальный комитет.
20 фильмов отбирают члены Европейской киноакадемии из 20 европейских стран: каждая национальная секция выбирает по фильму, который представит страну. Еще 30 картин рекомендует комитет, куда входят члены правления Киноакадемии и группа экспертов, предложенных этим правлением.
Все члены Киноакадемии смотрят все 50 фильмов и голосованием формируют пять ключевых номинаций: “Лучший европейский фильм”, “лучший режиссер”, “лучший сценарий”, “лучший актер” и “лучшая актриса”. Список 49 фильмов, которые могут попасть в номинации этого года, можно посмотреть на сайте киноакадемии (там есть “Донбасс” и “Женщина на войне”, например).
Победителей в специфических категориях, вроде звука или операторской работы, определяет специальное жюри – номинаций в этих сферах не объявляют.
По состоянию на сегодняшний день членами Европейской киноакадемии являются 33 украинских кинематографиста.
Расписание сезона ключевых наград 2018-2019:
Европейская киноакадемия: объявление номинантов – 10 ноября; церемония награждения – 15 декабря 2018 года.
“Золотые глобусы”: объявления номинантов – 6 декабря; церемония награждения – 6 января 2019 года.
“Оскары”: объявление номинантов – 22 января, церемония награждения – 24 февраля 2019 года.