Центральные события блока "Celebration/Празднование"
Mark Eliyahu & Marinita (Украина-Израиль-Азербайджан)
Концерт этномузыки, объединивший народные наигрыши евреев, азербайджанцев, ромов и украинцев, а их, в свою очередь, с классикой и джазом. Словом, это и концерт, и путешествие в пространстве и времени. Состав музыкантов интернациональный. Марк Элиягу – звезда израильской сцены, композитор, аранжировщик, музыкальный продюсер и виртуоз игры на кеманче и багламе. Маринита (Мирина Захарова) – украинская вокалистка, пианистка и композитор, балансирующая между фольклором и профессиональной музыкой. Кроме того, в концерте участвует украинский гитарист в стиле фламенко Евгений Седько и украинско-азербайджанский перкуссионист Орхан Агабейли.
20 августа, 19:00
Золотые ворота
Manu – Timeless
Manu – это экспериментальный проект львовского саксофониста и звукорежиссёра Михаила Балога. Он выступит с музыкальным перформансом-импровизацией, в котором задействован соло-саксофон и электроника. Будет звучать музыка к кинофильмам, танцевальным и театральным спектаклям и арт-инсталляциям. Как видно из названия, идея проекта связана с ускользающим временем. Музыкант настаивает на том, что его восприятие диалектично: с одной стороны, время невозможно остановить, с другой – его, по мнению саксофониста, в природе не существует.
22 августа, 19:00
София Киевская, Дом митрополита
Открытие выставки «Букет» Александра Дубовика
И название, и визуальная символика фестиваля взяты из работ киевского художника Александра Дубовика. Букет так же абстрактен, как и «чёрный квадрат» Казимира Малевича, однако его идея – не отрицание, а сбор и созидание. По форме он похож то ли на замочную щёлку, приглашающую прильнуть любопытствующий взгляд, то ли на человеческую голову. В любом случае, прийти на выставку стоит не только ради решения художественных шарад, но и для того, чтобы увидеть визуальную идею всего звукового наполнения феста.
26 августа, 12:00
София Киевская, открытая площадка
«Пять пальцев. Модерн – детям»
Евгений Громов (фортепиано), Любовь Морозова (ведущая)
Формат концерта с музыкой для детей и о детстве – страшно популярный на Западе способ культурно отдохнуть всей семьёй воскресным днём. В Киеве подобные события стали проводиться не так давно и тоже пользуются повышенным спросом. Изюминка же данного мероприятия в том, что отобраны для него не Бейби-Бах или Бейби-Моцарт, а самый натуральный модерн. Пьесы и циклы Игоря Стравинского, Белы Бартока, Мориса Равеля, Антона Веберна, Валентина Сильвестрова, Арво Пярта и Клода Дебюсси – золотой ключик к музыке XX века, слушать которую можно прямо с колыбели.
Центральные события блока "Mystery/Мистерия"
16 августа, 19:00
Национальная филармония
Симфоническая музыка Сильвестрова и Сибелиуса
Кантата «Ода соловью» Валентина Сильвестрова – странный пример того, как хрестоматийная партитура живого классика может пылиться на полке. Это исполнение филармоническим оркестром и американским дирижёром Кристофером Линдон Ги – редкая возможность услышать шедевр вживую.
Как и в других постмодернистских работах Сильвестрова, в этой протянуты нити, связывающие тексты через века. Джон Китс написал знаменитейший текст «Ode to a Nightingale» в один день 1819 года, адресуя его конкретному соловью под окнами его дома. Сильвестров вдохновился переводом Евгения Витковского и положил текст на музыку в 1983 году. Кстати, в то время композитор любил отдыхать в деревянном домике в ворзельском лесу – именно там находится Дом творчества композитора. Так что его соловей, скорее всего, тоже был абсолютно конкретным персонажем.
17 августа, 19:00
Золотые ворота
Евгений Громов. Рефрены модернизма
Отправной точкой для всей фортепианной программы в Золотых воротах стал именно этот концерт. Евгений Громов темой украинских шестидесятников занимается так долго и последовательно, что в частных беседах признаётся: она уже ему самому поднадоела. Пожалуй, никто больше музыку шестидесятников не пропагандировал так рьяно и последовательно, вплоть до выпуска фортепианной антологии того периода. Нынешний же концерт – попытка разомкнуть это «явление в себе», размотав его во времени. То, что школа Киевского авангарда возникла не вдруг, не случайно и вовсе не как неудачный эксперимент, отлично покажет программа, в которой и утончённый символизм Клода Дебюсси с Александром Скрябиным, и постромантический экспрессионизм Арнольда Шёнберга и Бориса Лятошинского, и «ударная» трактовка пианино Бэлы Бартоком и Игорем Стравинским, и структурализм Евгения Станковича, Владимира Загорцева и Йонаса-Освальдаса Балакаускаса.
18 августа, 19:00
Золотые ворота
Nota Bene Chamber Group. Lyatoshinsky vs Shostakovich
Киевский коллектив Nota Bene Chamber Group устраивает своеобразный баттл между двумя современниками – Борисом Лятошинским и Дмитрием Шостаковичем. Фортепианный квинтет Шостаковича, сочинённый в 1940-м году, – визитка камерного стиля этого автора-злюки. Струнный квартет №3 Лятошинского, написанный в 1928-м, – напротив, совершенно не вписывается в представления об украинском классике как о композиторе-традиционалисте. Слишком уж радикально он мыслил до того, как начались сталинские репрессии. Третий квартет, по сути, переворачивает взгляд на природу явления «Киевского авангарда»: Лятошинский и сам был хулиганом, а потому поддерживал своих талантливых учеников-шестидесятников.
21 августа, 20:00
София Киевская, открытая сцена
Назгуль Шукаева. Мистерия
Концерт с названием «Мистерия» в блоке «Mystery» так или иначе претендует на центральность. К тому же, презентует его Назгуль Шукаева – обладательница абсолютно универсального голоса, одинаково пластичного в джазе, классике и этномузыке, включая горловое пение «кай». Такого больше не найти ни в Украине, ни в Казахстане, откуда Назгуль родом.
В первом отделении концерта вокалистка выступит вместе с хористами Alter Ratio, исполнив пьесы современных авторов. Во втором – выступление NazgulShukaeva project.
24 августа, 19:00
Золотые ворота
Композиторы играют сами себя
Разделение музыкантов на сочинителей и исполнителей музыки сделало обоих, по сути, совершенно беспомощными друг без друга. Конечно, есть такие успешные примеры композиторов-пианистов как Ференц Лист, Фредерик Шопен, Сергей Прокофьев или Сергей Рахманинов, но даже о записях двух последних гениев меломаны твердят, что авторы уступают другим виртуозам. Где правда, а где ложь – судить слушателям, которые соберутся на концерт, в котором сразу три известных украинских композитора – флейтист Сергей Вилка, пианист Олег Безбородько и виолончелист Золтан Алмаши – сами сыграют свои опусы.
25 августа, 21:00
София Киевская, открытая сцена
Dz'ob: Shostakovich – selected IDM works
Один из решающих для истории электронной музыки альбомов Aphex Twin назывался «Selected Ambient Works 85-92». Принципы, заложенные в работе над ним, днепровская группа Dz'ob перенесла и на аранжировки ранних прелюдий Шостаковича ор.34 – №1, 10, 20 и 23. Как оказалось, под философски-сосредоточенную музыку советского композитора вполне можно потанцевать. Помимо своих фирменных аранжировок Dz'ob обещают ещё и видеопроекцию. В масштабах Софии Киевской она может быть особенно впечатляющей.
26 августа, 19:00
Золотые ворота
Антоний Барышевский. Потерянный в городе воды
Название опуса современного итальянского композитора Сальваторе Шаррино дало заголовок всему концерту пианиста Антония Барышевского. Лёд и пламень, нежности и молотоподобные удары по клавиатуре, подражание флейте и набату – всё это сошлось в одной программе из произведений Шаррино, Галины Уствольской, Валентина Сильвестрова и Алексея Ретинского. Отличная арка к фортепианной мозаике Громова, открывавшего программу. 26 августа, 20:00 София Киевская, открытая сцена Елена Белкина и New Era Orchestra
Проект дирижёра и руководителя New Era Orchestra Татьяны Калиниченко завершает фестиваль. В нём собраны лучшие молодые артисты – великолепное украинско-австрийское меццо-сопрано Елена Белкина, а также наши скрипачи Андрей Павлов и Кирилл Шарапов. Программа составлена из шедевров барокко: инструментальные концерты и арии из опер Антонио Вивальди и Георга Фридриха Генделя. В качестве десерта – классика на новый лад: «Времена года» в ритмах танго Вивальди-Пьяццоллы.