ГлавнаяКультура

​“Миссия невыполнима: Фолаут”: старомодный идеализм снова в моде

В украинском прокате – шестая часть “Миссии невыполнимой”, олдскульного экшна про идеалиста Итана Ханта, который никогда не ответит отказом на предложенную миссию и всегда спасет мир от террористов любого толка. Мир, вошедший в зону турбулентности, тихонько смахивает слезу благодарности и покупает билетов на “Фолаут” на 153 миллиона долларов за первый уик-энд.

Фото: B&H

В этой части Итану Ханту (неутомимый Том Круз) и его команде нужно найти и изъять у террористической группировки три ядерные боеголовки. Однажды операция по покупке этих боеголовок сорвалась, и теперь Итану приходится исправлять собственные ошибки. В няньки ему снарядили головореза Аугуста Уолкера, ради роли которого Генри Кэвилл отрастил усы (и их пришлось замазывать на доснятых материалах “Лиги справедливости”). Ну а дальше по накатанной: хитроумные планы, которые включают в себя десантирование на парижские крыши, погони на мотоциклах по берегам Сены, переодевания и прочие необходимые атрибуты шпионского боевика.

К “Фолауту” действительно не получается придраться: уж слишком лихо он сколочен. Можно жаловаться, что пафос “Миссии” устарел, что эти трюки с масками и невозможными акробатическими этюдами на набирающих высоту вертолетах уже порядком надоели, и что все хотят реалистичных героев. Парня из соседней подворотни Тома Харди на роль Джеймса Бонда. Человеческих конфликтов в разборках между супергероями. За жизнь что-то, в конце концов. Но в итоге, насмотревшись новостей, где непонятно, кто говорит правду, а кто – нет, зачем и почему, приятно посмотреть на прозрачного, как горный ручей, героя, с которым все понятно: ему сказали спасти мир, значит, будет спасать мир.

Нереалистичность “Миссии невыполнимой” – и есть ключ к ее успеху. Кристофер Маккуори не впервые обнаруживает в себе мастера современного неглупого боевика (первый “Джек Ричер” с тем же Крузом в главной роли – его рук дело) и заворачивает один сюжетный поворот в другой, приправляет это дополнительным экшном и не понижает градус. “Фолаут” часто сравнивают с “Безумным Максом”, но если Джордж Миллер подкупил всех своей визионерией и ретрофутуризмом в сюрреалистичных красках, то Маккуори делает ставки на нафталин: разборки динозавров в застенках явочных подвалов; попытки выяснить, кто двойной агент, а кто – нет; нарушение субординации в качестве проявления героизма и, конечно же, борьба с всемирным подпольным синдикатом злодеев, который хочет держать в страхе весь мир.

Фото: B&H

Единственная существенная поправка во вселенной “Миссии невыполнимой” – женщины перестали быть разменными монетами, пассивными безмолвными героинями, память о которых стиралась после окончания финальных титров. В “Фолауте” четыре женщины – Ребекка Фергюсон в роли Ильзы Фауст, агента MI6, которая вполне может дать фору Итану Ханту и его команде; Анжела Бассетт в роли главы ЦРУ Эрики Слоан; Мишель Монаган вернулась в роли Джулии, главной женщины в жизни Итана Ханта (и на этот раз у нее есть реплики и важная роль в сюжете), а Ванесса Кирби играет Белую Вдову, у которой свои интересы в подпольной империи злодеев и контрабандистов и таинственная, но не вызывающая никаких вопросов, мотивация.

Комментирует ли “Миссия невыполнима” современную геополитическую ситуацию? Поддерживает ли вновь возродившийся тренд на “Холодную войну” (украденные боеголовки в сюжете – естественно, из России, а в новом фильме про Джеймса Бонда главным злодеем тоже будет русский)? Утверждает ли гегемонию сиквелов в летнем кинопрокате? Наличие ответов на эти вопросы не подрывает ценности самого “Фолаута”, лучшего киноаттракциона этого лета.

И заметьте, это аттракцион, который знает о себе больше, чем его зрители (в фильме есть несколько самоотсылок, которые добавляют ходу сюжета здоровую нотку сарказма), и аттракцион, главной звезде которого – 56 лет. Круз так лихо носится в кадре, что растопил ледяные сердца редакторов снобских сайтов о кино, нынче задающихся вопросом: а не пора ли Тому дать почетный “Оскар”? Человек столько раз планету спасал, отчего бы и не дать.

В прокате с 26 июля.

Дарія БадьйорДарія Бадьйор, критикиня, журналістка
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram