ГлавнаяКультура

​Жизнь и ярость: гид по фестивалю “Новое британское кино”

В Украине открывается 16-й фестиваль “Новое британское кино”, традиционно развеивающий киноманскую тоску, поселившуюся в наших сердцах после окончания кинофестиваля “Молодость”. Программу в этом году подобрали отменную: двух призеров Канн-2016 – “Я, Дэниел Блэйк” и “Американская милашка”, новый фильм Джона Майкла Макдоны – кровавый и ироничный; мелодрама о детской писательнице, документальный фильм о двукратном обладателе “Золотой пальмовой ветви” Кене Лоуче, посвящение Дэвиду Боуи – отреставрированный “Человек, который упал на Землю” и главные британские “коротышки”.

LB.ua предлагает гид по фестивалю.

"Я, Дэниел Блэйк" Кена Лоуча

Кадр из фильма "Я, Дэниел Блэйк"
Фото: Артхаус Траффик
Кадр из фильма "Я, Дэниел Блэйк"

Стартует “Новое британское кино” с победителя Каннского кинофестиваля этого года – социальной драмы Кена Лоуча “Я, Дэниел Блэйк”. Решение каннского жюри во главе с Джорджем Миллером было одним из самых спорных за последние годы (при том, что конкурсная программа в этом году была сильной) – тем интереснее посмотреть, за что жюри решило наградить эту картину.

Лоуч – один из признанных мастеров британского кино, его фильмы 15 раз участвовали в Каннском кинофестивале и два раза получали главный приз – первый раз “ветку” получил “Ветер, который колышет вереск” в 2006-м.

“Я, Дэниел Блейк” не открывает новых горизонтов в кинематографе, но является продолжением высказывания Лоуча на интересующие его темы социального неравенства. Главный герой, 59-летний работяга Дэниел Блэйк, пытается включиться в работу после инфаркта: доктор говорит ему, что ему нельзя перетруждаться, социальные работники же так не считают и просят его найти работу. Так Дэниел оказывается в бюрократических сетях: пытается подать апелляцию на решение соцслужб, дозвониться по нужным номерам, скоммуницировать с кем-то, похожим на человека, в социальной службе и так далее.

Ко всему прочему он знакомится с матерью-одиночкой Кэти, воспитывающей двоих детей и пытающейся как-то заработать на пропитание и отопление. Так Лоуч показывает, что в бюрократической государственной машине нет места для реальной заботы о людях, будь они плотниками со стажем, или одинокими женщинами, пытающимися получить образование и воспитать детей.

Местами Лоуч откровенно пренебрегает любыми полутонами и откровенно делит мир в кадре на черное и белое; местами наш закаленный постсоветскими (и советскими, кто их застал) реалиями зритель будет саркастически хмыкать: дескать, зашли бы вы, сэр, в наши хосписы, или хотя бы поликлиники. Но это не отменяет того, что Лоуч прав: “Если вы не разъярены по поводу унижения, которое испытывают люди в попытках выжить, то что вы за люди?” В свои 80 лет он по-прежнему зол на британскую дегуманизирующую бюрократию, и если кто-то сможет поднять со дна информационного болота тему несправедливости, то Лоуч, наверное, будет одним из немногих, кто это сделает эффективно.

"Американская милашка" Андреа Арнольд

Кадр из фильма "Американская милашка"
Фото: Артхаус Траффик
Кадр из фильма "Американская милашка"

“Американская милашка” Андреа Арнольд расколола каннский лагерь критиков сразу же после пресс-показа: половина разъяренно плевалась “это не кино”, вторая половина увидела в “Милашке ”логичное продолжение фильмографии Арнольд.

Самый знаменитый фильм Арнольд – “Аквариум” (2009), очень чувственная, но не лишенная жесткости, история про взросление девочки-подростка в неблагополучной семье. Младшая сестра озабочена просмотром реалити-шоу, мать занята собой и новым любовником (которого сыграл тогда еще не суперизвестный Майкл Фассбендер), главная героиня же пытается как-то выжить – не в физическом, но в эмоциональном плане.

Путешествие телесности в “Милашке” изложено буквально: в форме роуд-муви. 18-летняя Стар (то бишь, Звезда) сбегает от своей жизни, где вынуждена присматривать за младшими сестрой и братом и спасаться от приставаний отчима, в компанию малолетних коммивояжеров. Снятый на документальном материале – по Штатам действительно разъезжают группы продавцов всяких глупостей, вроде подписок на ненужные журналы, – фильм очень точно передает тот бессмысленный и хаотичный путь к американской мечте, который нужно преодолеть представителям класса, именуемого на слэнге white trash.

Как и во всякой группе закрытого толка, у банды, к которой примкнула Стар, есть лидеры: одного из них играет Шайя ЛаБаф, продолжающий нас удивлять особенностями своего перехода из мира блокбастеров (новости о перформансах с его участием, кажется, никогда нас не утомят).

Интересно, что ругающие “Милашку” критики вменяют ему то же, за что хвалили какую-нибудь “Жизнь Адель”: перебор с чувственностью. Да, Арнольд перебарщивает с живностью в кадре и рифмует ее с внутренним миром своей своей героини слишком явно, но магия “Милашки” от этого не улетучивается.

Да, мы видели уже кучу фильмов на эту тему, но Арнольд: а) рассказывает историю с точки зрения молодой девушки; б) будучи британкой, предлагает отстраненный взгляд на мир американского Среднего Запада; в) расслаивает повествование так, что каждый найдет, что ему по душе – эволюцию сознания и телесности или критику социального уклада (что немного рифмует “Милашку” с фильмом Лоуча).

"Война против всех" Джона Майкла Макдоны

Кадр из фильма "Война против всех"
Фото: Артхаус Траффик
Кадр из фильма "Война против всех"

Третий фильм Джона Майкла Макдоны (“Ирландец”, “Голгофа”) участвовал в конкурсной программе “Панорама” Берлинале, но, к сожалению, ничего не получил. Причиной тому может послужить приближенность “Войны против всех” к жанровому кино – то, что называется бадди-муви про полицейских. Только у Макдоны полицейские циничны и коррумпированы, цитируют философов, а отобранные у дилеров наркотики употребляют сами.

В каком-то смысле фильм Макдоны – пародия на брутальность американских полицейских, правомерность действий которых подвергается сомнению в связи с последними событиями в США. Пока американские комики пытаются спасти репутацию копов при помощи сериала “Бруклин 9-9”, заезжий англо-ирландец прокатывается по их репутации асфальтоукладчиком.

Получается, впрочем, не всегда удачно: отдельные сцены “Войны против всех” заслуживают высших похвал, но в целом Макдона оказывается слишком оторванным от родных пенат, чтобы с такой же остротой показывать жизнь за океаном, как он это сделал в “Голгофе”, например. История о хорошем священнике, вынужденном расплачиваться за грехи своих коллег-священнослужителей, – великолепный пример того, как местный невроз по поводу католической церкви и вопросов веры превратить в универсальную трагедию отдельно взятого человека.

“Война против всех” по сравнению с “Голгофой” – это шаг назад, но шаг любопытный, спору нет.

“Фантастическая любовь и где ее найти” Саймона Эбауда

Фото: Артхаус Траффик

Свежее кино, которое не успело выйти в прокат даже у себя на родине. Видимо, не пытаясь снискать популярности во время “оскаровского сезона”, продюсеры сдвинули выход этой современной сказки про детскую писательницу на начало 2017 года.

Главные роли играют Джессика Браун Финдлей, известная по роли в “Аббатстве Даунтон”, и Эндрю Скотт (Мориарти в “Шерлоке”). Фильм несколько выбивается из лайн-апа “Нового британского кино”, но если воспринимать его как дополнение жанровой линейки (соцдрама, роуд-муди, фильм про дружбанов-полицейских, теперь вот мелодрама), то все становится на свои места.

“Versus: Жизнь и фильмы Кена Лоуча” Луизы Осмонд

Фото: Артхаус Траффик

В программе не обошлось без документального кино – правда, оно тут оказалось не из-за того, что получило хорошие отзывы критиков и фестивальную историю, а из-за тематической привязки. “Versus: Жизнь и фильмы Кена Лоуча” Луизы Осмонд, снятый на канале BBC Two, расскажет зрителям о режиссере фильме открытия “Нового британского кино”. Основа фильма – процесс съемок “Я, Дэниел Блэйк”, так что имеет смысл идти на оба фильма сразу.

“Человек, который упал на Землю” Николаса Роуга

Фото: Артхаус Траффик

Культовый фильм, главную роль в котором сыграл Дэвид Боуи. В честь 40-летия со дня премьеры этой картины ее отреставрировали в формате 4K и даже выпустили в прокат в Великобритании.

British Shorts

Кадр из фильма "Эдмонд"
Фото: Артхаус Траффик
Кадр из фильма "Эдмонд"

В сборнике короткометражного кино представлены именитые британские “коротышки”:

  • кукольная анимация “ЭдмондНины Гантц про мужчину со склонностью к каннибализму – обладатель приза в короткометражной номинации на BAFTA (лучшая анимация) и Британской независимой кинопремии (лучший фильм);
  • Сэмюэл-13” Билли Ламби, который рассказывает о жизни хасида в современной Великобритании, тоже был номинирован на BAFTA;
  •  на “Оператора” Кэролайн Бартлит – еще одного призера Британской киноакадемии (лучший короткометеражный фильм) – собирали деньги на кикстартере. Фильм рассказывает об операторе телефонной службы, которая пытается помочь женщине с ребенком, которые застряли в горящем доме;
  • Пролог” Ричарда Уильямса, вдохновленной известной комедией Аристофана “Лисистрата” – еще одна анимация, номинированная на “Оскар” и BAFTA;
  • “Шахтерские поэзии” Каллума Райса и Джека Кокера – шотландский документальный фильм о бывшем шахтере, который стал поэтом;
  • Мужчина или нет” Саймона Картрайта и Камиллы Кристен Одол – анимационное исследование маскулинности;
  • “Еще” Йорна Трельфолла и Джереми Баннистера – криминальная драма о тихом районе, также номинированная на BAFTA-2016.

В Киеве фестиваль продлится до 16 ноября (кинотеатр “Киев”), после чего “Новое британское кино” отправится путешествовать по другим городам:

  • Харьков – кинотеатр “8 ½”, 17-21 ноября
  • Мариуполь – кинотеатр “Победа”, 17-23 ноября
  • Одесса – кинотеатр “Родина”, 24-30 ноября
  • Львов – кинотеатр “Планета кино” В ТРЦ Форум, 24-28 ноября
  • Днепр – кинотеатр “Правда-кино”, 8-12 декабря.
Дарія БадьйорДарія Бадьйор, критикиня, журналістка
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram