Между тем, история “Жизни Адели” простая, как три копейки: это история о взрослении со всеми антропологическими последствиями. Адель встречает Эмму, у них завязывается роман (1 часть), обе взрослеют, любовь увядает, жизнь продолжается (2 часть). Если бы Адель встретила какого-нибудь Франсуа, вряд ли это вызвало бы чей-то интерес. Она, впрочем, встречает – в начале фильма, но без толку. На смену пресному мальчику приходит синеволосая и харизматичная Эмма, и жизнь Адели становится хоть сколько-нибудь интересной.
Одно из главных открытий, которые режиссер Кешиш сделал для самого себя, и которым делится со зрителями, заключается в том, что человеческая чувственность – универсальна. Она проявляется в том, как человек ест, как спит, как занимается любовью, как ходит на уроки и причесывает волосы. Нет никакого разделения на духовное и материальное. В ней – в этой самой чувственности – и таится загадка жизни.
Очевидно, именно эта незатейливая философия сделала “Жизнь Адели” таким популярным фильмом среди кинокритиков, и продолжает набирать армию поклонников, готовых записать картину в личные топы лучших фильмов-2013.
При этом за три часа экранного времени увлеченность Кешиша чувственной стороной истории немного утомляет. Удушающие крупные планы, длительные любовные сцены, и, в конце концов, абсолютная пустота в глазах главной героини, неспособной осмыслить события, с ней происходящие, – все это делает фильм пустышкой, которую по ошибке приняли за шедевр.
“Жизнь Адель”, - очень талантливый, погружающий тебя в пространство отношений между героинями. Чем он хорош - тем, что там нет привычного для подобных сюжетов социального конфликта. Никто не борется с девчонками из-за того, что у них возникают отношения друг с другом, нет социальной драмы, но есть история первой любви.
— Александр Роднянский, продюсер
Критиков и зрителей, впрочем, тоже можно понять: после изнуряющих франшиз и засилья 3D-технологий где надо, и где не надо, всем хочется простых человеческих историй. А Кешиш попал в точку. На протяжении трех часов все, как завороженные, следят за тем, встретятся ли Эмма и Аделью снова, или нет, как на их отношения отреагируют родители Адели, а она ей что, а та ей, а она как, и так далее.
Актуальность “Жизни Адели” принято связывать с ЛГБТ-диспутами, развернувшимися по всему миру, в том числе и во Франции. Но вслед за рациональностью истории, Кешиш отбрасывает и любую социальную составляющую. Влюбленные девушки никем не порицаются, за свои отношения не преследуются, да что там – они практически не сталкиваются с внешним миром в этой истории. Все второстепенные персонажи “Жизни Адели” – лишь гости в их жизни, приобретающей больше красок и эмоций, как только камера берет крупный план и в объективе остаются только Адель и Эмма.
Добавьте к этому тот факт, что Кешиш начал снимать свой фильм задолго до дискуссии об однополых браках во Франции, и окажется, что “Жизнь Адели” вообще можно выносить за скобки социальной актуальности. Даже разговоры самого режиссера о том, что он пытался развести девушек по классовой принадлежности, не спасают – его социальные месседжи вообще, кажется, никем не считались.
Бесспорная и – на мой взгляд, единственная – заслуга Кешиша – в том, что он возвращает телесность, а заодно и секс, в фильмы о повседневности. Заниматься сексом – это такая же неотъемлемая часть жизни, как разговаривать по телефону, делать маникюр, завтракать или выбирать одежду в магазине. Этому нас научила священная корова телеканала HBO – сериал “Секс и город”. Кешиш же толкует секс еще шире, рифмуя его с наибанальнейшими проявлениями человеческой жизни – питанием, сном, дыхательным процессом.
Другими словами, если вы морщитесь сейчас, и не морщитесь при просмотре сериала “Игра престолов” – то “Жизнь Адели” станет новым кирпичиком в вашем чувственном образовании.
Если вы морщитесь уже при упоминании о том, что этот фильм – о лесбийской любви (хотя это не так: он просто о любви, безотносительно гендера или сексуальной ориентации), то до “Жизни Адели” вам еще нужно дорасти.
Если вы уже посмотрели “Жизнь Адели” и вам не понравилась Адель Экзаркопулос и ее вечно открытый рот, считаете, что Кешиш увлекся постельными сценами, и искренне недоумеваете, почему умница Эмма не бросила эту корову раньше, welcome to our club.
В прокате с 7 ноября.