В оригинале фильм называется “Blackhat” – так на слэнге именуются хакеры, работающие на темной стороне силе: использующие для своей выгоды дыры в системах компьютерной безопасности банков, предприятий, стратегических объектов, спецслужб и так далее. Другими словами, там, где whitehat укажет на уязвимость и поможет ее устранить, blackhat с удовольствием поживится.
Фильм Майкла Манна – о противостоянии двух таких blackhats. Первый посредством взлома системы безопасности устраивает взрыв на атомной электростанции в Китае, а затем зарабатывает на повышении цены на сою, которое сам же и устроил. Второй – Ник Хэтэуэй – отбывает тюремный срок за взлом банковской системы. К его помощи приходится прибегнуть, чтобы выяснить, кто стоит за взрывом на АЭС. Ведь очень быстро становится ясно, что на заработке несколько десятков миллионов долларов хакер останавливаться не намерен.
По сути, “Хакер” – это традиционная для Майкла Манна криминальная драма с новой, более актуальной, начинкой в виде кибертерроризма. Как и всегда, он очень подробно изучил технические подробности таких преступлений, наняв специалистов в сфере информационной безопасности в качестве консультантов для фильма. Так Манн обезопасил себя от всяких глупостей, которые профессиональные компьютерщики, как правило, могут прочесть на мониторах главных героев.
В частности, в работе над фильмом принял участие Кевин Поулсен, известный хакер как раз из категории “blackhat”, но перешедший на сторону добра – прославился Поулсен взломом телефонной сети Лос-Анджелеса с тем, чтобы выиграть Porsche, а потом разработал скрипт для социальной сети MySpace, помогающий отлавливать педофилов. Сейчас Поулсен – главный редактор издания Wired, назвавшего картину Майкла Манна лучшим фильмом о хакерах.
Но проблема в том, что айтишникам “Хакер” покажется более интересным зрелищем, чем обычным зрителям. Для компьютерщиков в фильме Манна зашит еще один триллер – с интригой о том, налажает ли режиссер к концу фильма, или нет. Для непосвященных, увы, основного сюжета может оказаться недостаточно: позаботившись о технической начинке для своей истории, Манн как будто бы забыл о человеческой составляющей, за которую могут зацепиться обычные зрители. Последние не остались в долгу и ответили на пренебрежение Манна низкими кассовыми сборами за первый уик-энд: при бюджете в $70 млн, “Хакер” собрал всего лишь $1,4 млн.
Майкл Манн, бесспорно, установил очень важную планку для режиссеров, желающих снимать кибердрамы, показав, что достичь технической достоверности возможно и даже необходимо. Но при этом он пошел по давно проторенной дорожке, взяв на роль главного героя человека с телосложением супергероя из вселенной Marvel. Не то, чтобы все ожидают увидеть в роли хакера какого-нибудь щуплого Джесси Айзенберга, но и Крис Хемсворт, при всей своей обаятельности, на роль хакера подходит лишь постольку-поскольку. Да и самому Манну приходится выкручиваться, объясняя посредством не очень удачных диалогов, почему крутой хакер Ник Хэтэуэй умеет драться и пользоваться разными видами оружия.
Впрочем, “Хакер”, при всех своих недостатках, все равно позволяет Манну оставаться впереди планеты всей. Пока в Голливуде все яростно спорили о том, стоит ли переходить на цифру, Манн взял цифровую камеру и показал, на что она способна. Его “Схватка” была и остается эталоном для криминальной драмы. “Хакер”, возможно, тоже станет своего рода подспорьем для дальнейшего развития жанра: восторг Манна по поводу того, что с одним кликом мыши может перевернуться чей-то мир, заразителен, а уж со всеми этими историями про взлом Sony Pictures стоит ожидать настоящего бума фильмов о кибертеррористах.
В прокате с 15 января.