Скоро лето, а это означает, что в широком прокате будет больше каруселей, чем серьезного кино, тут пенять нужно не на зловещие невидимые руки «Диснея» или братьев Вайнштейнов, но на интерес зрителей, который и диктует соответствующие правила для прокатных компаний. Первый блокбастер летнего сезона – четвертая часть «Пиратов Карибского моря».
К радости многих, в этой части уже нет Киры Найтли и Орландо Блума, а из старой обоймы остались только Джонни Депп, Джеффри Раш и несколько актеров второго плана – Кевин Макнелли (Гиббс) и Кит Ричардс в минутной сцене, где он играет отца Джека Воробья. В «На странных берегах» уже нет шизофренических аллюзий и любования капитана Воробья своими многочисленными копиями, хоть в какой-то момент он и целуется практически с самим собой. Это – апофеоз развития торговой марки «Джонни Депп», хоть таланта это у него совсем не отнимает, как ни странно.
Удивительно другое. Что обзаведясь вменяемой мифологией, более-менее убедительной мотивацией для героев и даже определенной самоиронией (чего только стоит финальная разборка Пенелопы Крус и Джонни Деппа, правда, до нее досидеть еще нужно), франшиза про «Пиратов Карибского моря» утратила былые задор и легкость. Исчезло (а может, его и не было вовсе) детское упоение морями, «черными жемчужинами» и пиратскими разборками. Не смотря на то, что эта часть длится меньше, чем все остальные, высиженные 137 минут кажутся вечностью и раздражать начинает даже Депп.
Впрочем, не обошлось и без приятных деталей. Порадовал, например, знаменитый пират Черная Борода в исполнении Йэна Макшейна, подловатый и весь из себя ужасный, но какой-то обаятельный и сильно интеллигентный, как для капитана судна «Месть королевы Анны». Или русалки, с участием которых происходят единственные интересные экшн-сцены в фильме – вот они, голодные, переворачивают британское судно, чтобы полакомиться тамошней командой – очень красиво получилось.
Во всем остальном, увы, «Пираты» почему-то совсем не цепляют. Хотя сценарий же был хороший, умилительная любовная линия между священником и русалкой, фонтан вечной жизни, зомби, в конце концов. Кстати, о зомби. Они ведь не только на корабле Черной Бороды заправляют, они вообще по всему фильму разбросаны – папа-призрак, Джеффри Раш с гриме трупа, опять же. А если вспомнить то, что герой Деппа еще в прошлой серии из загробной жизни вернулся, все вообще на свои места становится.
Тема оживших мертвецов, очевидно, вызывает у Диснея нездоровый интерес – никогда еще покойники так хорошо не продавались. Как бы ни верилось в целительную силу мэйнстрима, кажется довольно удручающим тот факт, что Дисней перестал рассказывать сказочные истории, а сосредоточился на воскрешении мертвецов с исключительной целью вытянуть из них денег.
Неудивительно, что все так хотят найти этот самый фонтан с живой водичкой, чтобы подкрепиться еще лет на двести – сиквелов-то еще ого-го сколько будет. По всей видимости, пока вентиль не перекроют зрители, которые, рано или поздно, устанут от манерной походочки Воробья и вытаращивания глаз Барбоссы, Джерри Брукхаймер и его друзья будут продолжать пичкать нас пиратскими историями.
Почему и бы и нет? «Пираты Карибского моря и восстание вампиров» (про Пола Беттани не забудьте тогда уж, пожалуйста), «Пираты Карибского моря и Священный Грааль» (тут было бы неплохо «Монти Пайтон» подключить, давно пора), «Пираты Карибского моря наносят ответный удар» (будет, что Хансу Циммеру для саундтрека переделывать) и так далее, чужой фантазии всегда хватит.
Йо-хо-хо и пятнадцать сиквелов на сундук мертвеца, что тут добавить.
В прокате с 19 мая.