ГлавнаяКультура

​Дневник «Молодости»: точка отсчета

В субботу открылся 40-й международный кинофестиваль «Молодость». Как и положено помпезному открытию, на церемонии, проходившей в Национальной опере Украины, все друг друга приветствовали, раздавали награды за вклад в кинематограф и вспоминали былые годы, когда «Молодость» была фестивалем нон-конформистов, не желавших мириться с номенклатурой и заангажированным конкурсом кинофестивалей в Москве и Ташкенте.

​Дневник «Молодости»: точка отсчета

Справедливости ради стоит отметить, что нон-конформизм присущ «Молодости» и сегодня – в холле и залах кинотеатра «Киев», где проходят основные конкурсные показы, витает какая-то особая, ни с чем не сравнимая атмосфера. Возможно, причина этого – в огромном количестве молодых режиссеров, приехавших представлять свои дебютные творения, и оттого светящиеся каким-то внутренним светом, либо же – в самом названии киносмотра. В таком случае поговорка «как корабль назовешь – так он и поплывет» пока что оправдывает себя на 100% – корабль «Молодости» пустился в плавание с завидной легкостью и бодростью духа.

Открывал фестиваль фильм французского режиссера-дебютанта Алена Монне (раньше он занимался лишь продюсированием фильмом) «Картахена» (L'homme de chevet), главные роли в котором сыграли Софи Марсо и Кристофер Ламберт. Героиня Марсо – Мьюриел, прикована к постели, и нанимает Лео (герой Ламберта) в качестве того, кто будет за ней ухаживать целый день – готовить еду, помогать читать книги, смотреть в окно, гулять (позже, в начале фильма мы узнаем, что Мьюриел боится находиться вне дома) – в общем, делать все то, что называется поддержанием жизнедеятельности. Лео – бывший чемпион по боксу, спивающийся в Картахене от нечего делать и от ощущения жалости к самому себе, очевидно, тоже.

Познакомившись с Мьюриел, Лео понимает, что возможности его тела не ограничены так, как у нее, а сил справляться со своим жалким положением у него – здорового, в общем-то, мужчины – меньше, чем у хрупкой, попавшей в заложницы собственного тела, женщины. Получив возможность изменить свою жизнь, Лео меняет жизнь Мьюриел и помогает ей брать от жизни максимум из возможного – водит ее гулять, отвозит ее на море, у них даже завязываются романтические отношения.

Не смотря на трогательный сюжет и на то, что рука сурового зрителя не поднимется строго судить эту романтическую историю любви, историю того, как человек вытаскивает себя за волосы из болота, историю победы волевой реконструкции личности над деструктивом, нужно признать: «Картахена» – не фестивальное кино. Оно чудесно бы смотрелось в широком прокате, где его бы посмотрели разочаровавшиеся в жизни граждане, убедились бы в том, что в есть свет в конце тоннеля (и это не поезд), и все в таком духе. Как фильм открытия международного кинофестиваля «Картахена», к сожалению, не смотрится – значительность рассказанной в ней истории перевешивает формальные составляющие, из-за которых фильм выглядит на скорую руку сколоченной мелодрамой, которой повезло с актерами – Софи Марсо и Кристофер Ламберт еще раз продемонстрировали широкий размах своего мастерства, особенно Софи Марсо.

Фото: Макс Левин

Тем не менее, кинофестиваль открыт и в воскресенье уже стартовали конкурсные показы студенческих короткометражных фильмов, среди которых даже был представитель Украины (в этой программе, правда, единственный) – студент 4-го курса Национального университета театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого Максим Буйницки с фильмом «Препятствие», снятом по произведению Даниила Хармса.

В понедельник продолжаются конкурсные показы, к студенческим работам прибавляются фильмы, которые являются дебютными работами в коротком метре, снятые по окончанию учебы, а уже во вторник состоится первый показ из полнометражного конкурса. В следующих дневниках – о фильме Жана-Люка Годара «Фильм Социализм» и многом другом.

Дарія БадьйорДарія Бадьйор, критикиня, журналістка
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram