ГлавнаяБлогиБлог Юрія Огірчука

Падение или взлет?

Розничные цены на топливо могут претерпеть незначительную коррекцию.

Под воздействием целого ряда факторов рынок стоит перед непростым выбором – продолжать игру на понижение и снижать розничные цены далее, следуя требованиям Антимонопольного комитета, либо наоборот – немного отыграть в сторону их повышения. По крайней мере, в части розничной торговли дизельным топливом. Как говориться, «и хочется, и колется…». Тем более, что экономика позволяет, пишет нефтяное обозрение "Терминал".

Фото: vladnews.ru

Итак, все наши попытки получить комментарии от руководства ведущих розничных компаний-операторов относительно дальнейшего направления движения цен на топливо в подконтрольных сетях оказались тщетны. Видимо, имеют под собой определенные основания предположения относительного того, что последняя коррекция в сторону снижения во многом сопряжена с политическими факторами, комментировать кои наши ритейлеры не хотят. В данной связи снижение цен на бензины, имевшее место быть в течение второй декады января, выглядит не иначе, как следование требованиям Антимонопольного комитета, который, кстати, внушил трепет в души трейдеров лишь со второй попытки. Ведь, как помним, предновогоднее обращение регулятора благополучно разбилось о глухую стену безразличия и показного непонимания. Не исключено и то, что истинные причины на самом деле в другом. Возможно, в отношении трейдеров имело место банальное завуалированное давление, проще говоря – шантаж. Напомним, нынешний вице-премьер-министр Украины, а не так еще давно - министр энергетики и угольной промышленности, Юрий Бойко вновь вынес на повестку дня вопрос введения пошлин или квот на импорт нефтепродуктов. Чем не аргумент?

Однако тут у операторов рынка есть надежный защитник, Ведь, как помним, непосредственный руководитель г-на Бойко, - премьер-министр Украины Николай Янович Азаров ранее неоднократно высказывался против введения пошлин, поскольку понимает, что это приведет к неизбежному и неотвратимому росту цен на нефтепродукты. Хотя, в политике, поговаривают знающие люди, нет ничего непреходящего, вечны лишь интересы… Тем более, что ситуация с внутренним производством топлива все более удручающа. Так, производство бензинов на украинских НПЗ и Шебелинском ГПЗ в минувшем году снизилось на 43,4% или на 1,24 млн. т – до 1,62 млн. т. Не менее плачевна ситуация и с производством дизельного топлива, которое упало на 48,5% или на 1,28 млн. т – до 1,36 млн. т.

В то же время, как видится, состоявшаяся недавно коррекция розничных цен имеет и собственно экономические причины. Как то, например, сохранение на рынке профицита ресурсов в условиях продолжающегося «мертвого сезона» и значительного сокращения объемов продаж. Тут уж не до жиру… При этом, после снижения цен на бензины всех марок в сетях крупных игроков потребитель ожидал подобной прыти и по части дизтоплива. Однако тут вышла определенная заминка, ведь, по оценкам экспертов НТЦ «Психея», существенных резервов безболезненного снижения цен на дизель в настоящее время просто нет, а потенциал изменения средней цены составляет всего 3 копейки. Примечательно, что по высокооктановому бензину средние цены и вовсе уже опустились ниже экономически обоснованного уровня.

Так что, ситуация не так уж и радужна, как ее рисуют в АМКУ. А на фоне продолжающегося повышения отпускных цен российскими заводами и недавнего очередного превышения нефтяных котировок в Европе отметки в 112 долл. за баррель, сопровождающегося повышением там же и цен на готовое топливо, картина вообще становиться угрожающей.

Сдерживающим фактором тут может быть, во-первых, политика белорусских производителей, которые испытывают серьезный профицит свободных объемов топлива. Это, в свою очередь, может стать значительной проблемой, вынуждающей существенно снижать цены. И скорее всего, так оно и будет. Ведь, по словам одного из отечественных оптовиков, на сегодняшний день запасы, только лишь дизельного топлива, на Мозырском НПЗ превышают 80 тыс. т, а отпускная цена уже в паритете с портами Балтики. И особых подвижек с реализацией нет! Значит цена должна падать еще… Схожая ситуация у белорусов и с высокооктаном, отгрузки которого сейчас ведутся только в направлении России. Со стороны украинского рынка ажиотажа при этом не наблюдается, поскольку тут еще не исчерпаны предновогодние запасы.

Играть на понижение будет аналогичная ситуация, сложившаяся и на единственном работающем украинском НПЗ – кременчугской «Укртатнафте». Так, по оперативным данным, на начало второй декады месяца остатки бензина в Кременчуге составляли почти 50 тыс. т, дизтоплива – свыше 35-ти. Данный факт источники на рынке связывают как с общей проблемой ресурсного переизбытка на отечественном рынке, так и с возможной реализацией недавних угроз «Привата» сократить отгрузки на внутренний рынок в связи с недоразумениями, вызванными действиями налоговой в отношении розничных сетей группы. При этом угроза переориентировать ресурс на экспорт по понятным причинам лишь таковой и остается…

В то же время выводы некоторых отечественных экспертов относительно того, что в ближайшее время нам стоит ожидать очередного снижения цен на топливо в рознице на величину от 15 до 20 копеек за литр, выглядят, по крайней мере, несколько поспешными. Равно как и уверения о полной независимости нашего рынка от поставок дизтоплива из Российской Федерации. Да, действительно, мы не покупаем топливо по внутренним российским ценам, ориентируясь преимущественно на европейские котировки. Однако буде большой ошибкой считать, что объемы российского экспорта незначительны и не делают никакой погоды на нашем рынке.

Потому ми склонны более прислушиваться к словам заместителя директора НТЦ «Психея» Геннадия Рябцева, который справедливо отмечает, что в Украину действительно практически не ввозится российский бензин. Однако доля дизтоплива из России в общем объеме его поставок в нашу страну составляет порядка 15-25%. И, как считает эксперт, если тенденция к росту отпускных цен на дизель в России сохранится и в дальнейшем, то и на нашем рынке вполне возможна, пусть и незначительная, но все же восходящая коррекция розничных цен на этот вид топлива.

В определенной мере будет способствовать этому и все растущий спрос на дизтопливо. Последнее, по мнению экспертов, прежде всего, связано с продолжающейся дизелизацией автопарка в стране. Как свидетельствуют данные Государственной службы статистики, розничная реализация дизельного топлива через АЗС Украины в прошлом году увеличилась на 8,9% или на 150 тыс. т по сравнению с 2011 г. – до 1,84 млн. т. Так что в данном сегменте рынка опасаться за падение спроса в настоящий момент не приходится. В отличие от рынка низкооктанового бензина, потребление которого снизилось в 2012-м сразу на 38,4%.

Юрій Огірчук Юрій Огірчук , Аналітик розвитку паливного ринку
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram