Итак, в 2016 году заключено более 7 млн. договоров ОСАГО, сделано почти 120 000 (на 20% больше, чем в 2015 году) страховых выплат на общую сумму 1 млрд. 400 млн. грн. (на 29% больше, чем в 2015).
Оформлено почти 20,5 тыс. ДТП без вызова дорожной полиции с помощью европротоколов, по которым сделано выплат на сумму 151,6 млн. грн. (17% от количества страховых выплат за год). Европротокол заслуженно завоевывает популярность среди водителей, и надеюсь, в том числе и благодаря нашей разъяснительной работе, как удобный и быстрый способ оформления ДТП. Это подтверждают цифры: последние 4 года (с 2013 года) общее количество европротоколов выросло в 3,2 раза, сумма выплат по ним – в 5,4 раза.
При этом для простого автовладельца важнее всех этих цифр с большим количеством нулей другое: насколько своевременно выполняют страховщики свои обязательства и какой уровень сервиса они предоставляют. Давайте посмотрим на итоги 2016 года с этой стороны
Одни из самых важных моментов для страхователей – это то, что существенно сократились средние сроки урегулирования страховых событий. В 2015 году средний срок урегулирования оставлял 174 дня, а в 2016 – уже 114 дней (с момента ДТП). Причем большая часть случаев (76%) урегулируется в срок до 120 дней с момента ДТП.
Безусловно, эти цифры еще далеки от тех показателей качества работы страховых компаний, к которым мы стремимся, но тренд позитивный, и мы не прекращаем активной работы над тем, чтобы сроки получения компенсаций пострадавшими и дальше сокращались.
Отмечу еще, надо помнить, что на средний срок выплаты влияют показатели отдельных компаний, которые могут как откровенно «затягивать выплаты», так и просто иметь ряд дел, например, рассматривающихся в суде – которые априори могут длиться долго и влиять на статистику. В то время как многие компании выплачивают значительно быстрее среднего срока по рынку.
Второй важный для страхователя момент – это уменьшение количества жалоб на страховщиков. Динамика последних нескольких лет впечатляет: количество жалоб существенно сократилось. В 2015 году на страховщиков было подано 2542 жалобы, а в 2016 – уже только 1569 жалоб.
Из таблицы ниже видно, что уменьшилось количество жалоб, вызванных причинами: промедлением с выплатами и отказами в выплатах (которые бывают также и обоснованными, что подтверждается в судебном порядке).
Как мы видим, в 2016 году страховщики стали работать лучше и в гораздо большей степени заботиться о скорости и качестве выполнения обязательств перед клиентами.
Общими усилиями рынка в 2016 году мы запустили систему прямого урегулирования – когда выплату можно получить не у страховщика виновника ДТП, а в той компании, где пострадавший сам приобрел полис ОСАГО. Все понимают, насколько это удобно для автовладельцев – когда можно не играть в «лотерею» - полис какого страховщика окажется у виновника ДТП, а самому выбрать себе страховую компанию, где и будешь получать выплату в случае ДТП.
Сейчас в системе прямого урегулирования 18 компаний-участников (их список есть на сайте Бюро). Система работает уже 4 месяца (с декабря 2016 года) и скажу очень приятную новость – средний срок выплат в рамках этой системы всего 24 дня.
Теперь расскажу о том, как выполняет свои обязательства перед пострадавшими МТСБУ. Здесь только позитивные новости, которые касаются регламентных выплат, которые по закону осуществляет Бюро, если виновник ДТП относится к льготной категории граждан, имеющих право не заключать договор ОСАГО или ДТП произошло с участием неустановленного транспортного средства, или у виновника ДТП нет полиса ОСАГО.
Оказавшись в такой ситуации, страхователь обязательно получит выплату из фондов Бюро в полном объеме, в короткий срок и в комфортных условиях. В прошлом году Бюро запустило ряд нововведений, нацеленных на большее удобство для получателей регламентных выплат, о них расскажу подробнее.
Цифры, говорящие об объемах страховых выплат из фондов Бюро, можно посмотреть в таблице. Средний срок выплаты – 77 дней от момента получения заявления от пострадавшего.
В 2016 году МТСБУ выплатило 28 млн. грн. за страховые компании, признанные банкротами. Люди, ждавшие выплат, без преувеличения, годами – до завершения процедуры банкротства, наконец-то получили причитающиеся им деньги.
Я всегда говорю о МТСБУ: «мы не просто «организация, которая делает регламентные выплаты (хотя это наша основная и важнейшая функция), мы – сервисный центр для страхователей и получателей регламентных выплат». И в 2016 году мы сделали очень многое, чтобы стать такой сервисной организацией.
Во-первых, мы отвели новое удобное помещение для приема заявлений от пострадавших. Во-вторых, летом у нас появился «виртуальный личный кабинет пострадавшего», который можно зарегистрировать при подаче документов на выплату, и через опции кабинета следить за ходом выплатного дела, получать информацию от сотрудников Бюро и т.д.
В-третьих, у нас заработал долгожданный колл-центр. Он работает круглосуточно, так что заявить о выплате или получить консультацию можно в любое время дня и ночи. А также проверить действительность полиса ОСАГО, просто позвонив в колл-центр и назвав госномер авто или номер полиса. Раньше опция проверки действительности полиса была доступна только через сайт Бюро, что было неудобно в случае, если нет доступа к интернету.
И как обычно, весь год мы активно общались со страхователями, разъясняли нововведения и изменения, происходящие на рынке. ОСАГО. Стараемся при этом использовать современные средства коммуникации. Кажется, уже каждый автомобилист в стране, имеющий доступ к соцсетям, знает, что если есть вопрос – можно просто написать на страничку Бюро в Facebook и ему быстро помогут советом.
В планах на этот год – в первую очередь, запустить проект «электронный полис», который радикальным образом изменит ситуацию с фальшивыми полисами ОСАГО, и даст возможность автовладельцам заключать договор буквально нажатием нескольких кнопок на компьютере, планшете или смартфоне.
Я уверен, что совместными усилиями всего рынка ОСАГО мы сможем сделать 2017 год для украинских автомобилистов еще более безопасным и защищенным, а пострадавшим в ДТП – обеспечить своевременную компенсацию ущерба.