Более 325 миллиардов гривен теперь будут расходоваться без конкуренции, конкурса и контроля. Ранее эксперты предупреждали, что даже в условиях тендеров цена на товары и услуги завышалась в среднем на четверть, теперь в условиях безтендерного самоуправства это может составить 30 и более процентов. Словом, воровать станут больше.
Коррупционеры, дополнительно вооружились новыми нормами закона. Теперь они могут менять условия договора после его подписания, что дает им безграничную свободу для изменения цены и, следовательно, дополнительного воровства. И это еще не все расширяется перечень видов закупок, которые не подпадают под его действие (приобретение и аренду земли и недвижимости, услуги, предоставляемые для операций с ценными бумагами, зарубежной учебы и так далее и тому подобное.
Дискуссия на тему актуальности государственной экономики ведется давно. Время от времени, даже известные оппозиционные политики говорят о необходимости централизовать экономику, отдав е на откуп госсектору. Но может ли работать этот механизм в условиях тотальной коррупции? Может ли таким образом функционировать хозяйство и целые отрасли, когда должности на таких предприятиях просто продаются и покупаются. Однозначно, нет. Такая либерализация тендерных отношений явно опережает другие необходимые реформы. А это и изменение кадровой политики, и борьба с коррупцией и реформа менеджмента госсектора в целом.
Другим важным аспектом такой централизации является удар по конкуренции и внутреннему рынку. Часть товарооборота страны отрезается от частного бизнеса и его участников. Такая консервация целого кластера внутреннего рынка приведет к неприятным последствиям, но страшнее не это. Самое опасное это новые/старые тенденции в экономике: законодатель банально разделил субъектов хозяйствования на два сорта. Место налогоплательщиков – в распространенном – низшем. Вспоминается как в весенних тезисах Порошенко, занимая высокую должность он обещал реформу госзакупок и их либерализацию для всех, а не только для «посвященных коррупцией».