За последние шесть лет Антимонопольный Комитет не менее десятка раз принимался за расследования на рынке мобильной связи. Внимание этого ведомства привлекали то т.н. "плата за соединение", то роуминговые тарифы, то тарифы "нулевые". За всё это время второй государственный орган, уполномоченный регулировать данную сферу - Национальная комиссия по регулированию связи, - поддержала своих коллег едва ли в паре случаев. В результате, несмотря на громкие обещания антимонопольщиков, всякий раз всё оставалось на своих местах. Гора родила мышь. В этом нет ничего удивительного. Область телекоммуникаций оказалась слишком сложной для АМКУ, в штате которого этим направлением занимаются всего три человека. Как бы не хотелось ведомству играть первую скрипку ещё и на этом рынке, его возможности не соответствуют желаниям.
Ещё менее очевидные решения регулярно принимаются в банковской сфере. Функция лицензирования бюро кредитных историй не могла найти своего хозяина свыше трёх лет. Сначала ею занимался Национальный банк, потом - Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг (Госфинуслуг). Затем это направление отошло к Министерству финансов, которое через некоторое время отказалось от него в пользу всё того же Госфинуслуг. НБУ не возражает. Пока. Хотя львиную долю работы кредитных бюро обеспечивают именно банковские структуры, а также их недобросовестные должники. А как вы думаете, кто сейчас отвечает в нашей стране за ликвидацию проблемных банков? Нацбанк? Как бы не так. Фонд гарантирования вкладов физических лиц, вот кто. Именно эта структура будет принимать подобные решения, а вовсе не номинально отвечающий за банковскую систему Нацбанк. Зато чем у нас теперь занимается НБУ, так это добычей золота. Логично! Раз уж ведомство отвечает за золотовалютные резервы страны, пусть оно и их обеспечивает в самом буквальном смысле. Осталось поручить НБУ вести лесоразработки для производства банкнотной бумаги, а также добычу руды и выплавку металла для монет...
Стоит признать, что разделение функций рыночного, технического и антимонопольного регулирования не всегда является оптимальным решением. Далеко не каждая отрасль имеет собственный орган надзора и регулирования, подобно НБУ или НКРСИ, это редкий шанс. Невозможно отвечать за дееспособность, например, банковской сферы, когда рычаги управления находятся в руках полудюжины ведомств. События 1998 и 2008-09 годов могут повториться в ближайшее время. Чтобы избежать паники и суеты, отраслевым регуляторам стоило бы не отбрыкиваться от ответственности и не искать комфортных для себя "тем". Но сосредоточить в своих руках и лицензирование, и функции надзора, и стратегического планирования, включая новейшие формы деятельности, такие как Интернет-платежи и электронные деньги. Возможно, помимо существующих лицензий на высокорисковые виды банковской деятельности - с высокими требованиями к обеспечению, подготовке персонала, - целесообразно внедрить облегчённые формы лицензирования. Тогда простейшие формы обслуживания сможет осуществлять куда более широкий круг компаний. А это неизбежно приведёт к их удешевлению.
Двуглавый орёл только в теории - гордая и грозная птица. А в жизни - беспомощная жертва генетической ошибки. Чем раньше ситуации двуглавого регулирования сойдут на нет, тем лучше будет и регуляторам, и регулируемым. Поэтому если телеком, то пусть это будет Национальная Комиссия и только она. Если банковская система, то Национальный Банк. Не всегда много нянек - лучше.