ГлавнаяБлогиБлог Никиты Василенко

Студенты и война. Опрос

Признаться, результаты сего импровизированного опроса меня ошарашили больше, чем некогда ранее тест на знание беллетристики («Кто написал «Муму»? Ответы: 1. Гомер. 2. Чехов. 3. Леся Украинка).

Тут все оказалось намного прозаичнее. На обычных занятиях по отработке техники блиц-интервью, я предложил студентам младших курсов опросить своих ровесников об их отношении к воинской службе, действиям на случай получения повестки и тому подобное.

Главное условие – полная конфиденциальность, от интервьюированных требовалось только указать возраст и место учебы.

Фото: Макс Левин

Убийственная статистика

Соберитесь с силами, вздохните глубже. Из более тысячи опрошенных студентов Киева, Харькова, Львова от военной службы под любыми предлогами предполагает «откосить» 55.3% опрошенных.

Собираются на войну, «якщо завтра прийде повістка з військкомату» 29,8% опрошенных.

10,9% не определились, точнее – не могут сформулировать мотивы, из-за которых они способны взять в руки оружие. Ни ‒ «да», ни ‒ «нет». Могут взять, а могут и сбежать.

Около 4% студентов (по всей видимости, Киев – Н.В.) заявили, что только и ждут звонка из Донбасса, чтобы ехать на восточный фронт «бить поганых укров». Бедные беженцы, надо полагать. Получившие возможность продолжить образование в столице Украины.

Из опыта проклятого прошлого

О мотивах и причинах – немного ниже. Сейчас – исторический экскурс. Эксклюзивчик от моего старого знакомого, защитившего докторскую диссертацию по истории в АОН (Академии общественных наук) при ЦК КПСС). Привожу краткий курс истории АОН в адаптации:

«Для понимания солидности этого учреждения стоит отметить, что в АОН было тридцать две кафедры общественников, практически полностью сформированных из докторов наук, причем не обязательно СССР. Ученые из Польши, братской ГДР, Чехословакии, а также проплаченные или идеологически преданные делу коммунизма «круглоголовые» из Франции, Америки, много – из Великобритании.

Цель гуманитариев – разработка проблем коммунистического строительства в перспективе, оперативное реагирование на возникающие конфликты между властью и капиталом в Европе и Америке.

Не вдаваясь в подробности, рассмотрим одну из наиболее известных глобальных операций, проведенных спецслужбами СССР, по прямой директиве Центрального Комитета. Который опирался, в свою очередь, на изыскания АОН.

…Окончательно убедившись, что войну во Вьетнаме выиграть вооруженными силами невозможно, руководство Советского Союза решило подорвать нравственный дух Америки изнутри. Для этого в молодежную, студенческую среду были внедрены специальные агенты влияния, которые начали подбивать студенческую молодежь протестовать против войны во Вьетнаме. Это – движение «хиппи», «детей цветов». Проплата антивоенных митингов и громадного по количеству участников антивоенного марша-съезда в Калифорнии; поддержка антивоенной агитации и пр. По подсчетам специалистов, озвученным уже после 1991 года, на эту операцию было выделено один миллиард золотых рублей. Сумма баснословная.

Золотые семена упали в благодатную почву. Собственно, и агитация сводилась к минимуму. Дело в том, что каждый третий из призванных студентов (а в Америке подлежали призыву на военной службе студенты стационара), ‒ погибал или получал ранение в течение последующих шести месяцев пребывания на вьетнамском фронте.

Но самое интересное, что антивоенное движение вдруг перекинулось на континент, в Старый Свет. 1968 год – во Франции уже не входил в планы научных разработчиков из АОН.

Баадер-Майнкопф это – да, это – наш стиль!

Но Франция…

Уже пост-фактум, по требованию секретаря ЦК КПСС Яковлева была срочно разработана программа подсоединения к студенческим протестам в Париже работников металлургических и автосборочных предприятий, компании «Ситроен», в частности.

Но высокооплачиваемые французские рабочие, вопреки пролетарской логике (во всяком случае в понимании секретарей ЦК – Н.В.) студентов не поддержали.

Впрочем, обошлось и без рабочего класса. Президент Франции генерал Де Голль вынужден был укрыться на военной базе НАТО. Ирония судьбы: большинство военнослужащих на том объекте составляли граждане Федеративной Республики Германии».

Кто виноват

Перефразируя латинскую поговорку «Кого боги хотят наказать…», сформулируем так: «Если хотите подорвать веру в государство, начните со студенчества».

Еще два года назад в Украине было около 2.8 миллионов студентов разных форм образования: дневной, заочной, дистанционной и пр. Причем, коль достаточно инертная во времена Януковича и Ко молодежь работы найти не могла, то многие, закончив учиться в одном ВНЗ, тут же подавали заявления в другой.

… Зачем далеко ходить. Сейчас в группах заочников-журналистов КНУ имени Тараса Шевченко чуть ли не каждый третий – параллельно занимается или планирует заниматься по другой специальности. Свидетельствую лично. Журналисты хотят быть также юристами, экономистами. В свою очередь, филологи и международники, реже – биологи (?), хотят стать акулами пера.

Но это, к слову.

Итак, 2.8 млн. студентов в Украине. Шестьдесят процентов – девушки, сорок – молодые мужчины. Возраст – от 18 до 27-28 лет.

Сколько из них НЕ ХОЧЕТ, по возможности НЕ БУДЕТ ВОЕВАТЬ или БУДЕТ ВОЕВАТЬ ПРОТИВ ТЕБЯ, ЧИТАТЕЛЬ – сравните с процентным соотношением блиц-опроса.

Сразу отметим, что воевать не хотят преимущественно программисты из политехнического, экономисты и студенты ВУЗов, специализирующихся на подготовке торговых работников.

Более патриотичными оказались студенты КНУ имени Тараса Шевченко и студенты-медики.

Мотивы «контра» приблизительно одинаковы: «правительство гонит на убой, не снабдив элементарным»; «через некомпетентність полководців страждають солдати»; «для олігархів це ‒ просто бізнес, а для мене питання життя»; «тут вчаться мешканці із Луганщини. Я чув від них: «Хай на сході воюють бандерівці, а ми тут будемо житии з їхніми жінками».

Як апофеоз: «мені взагалі параллельно на мою Батьківщину, якщо виникне необхідність, то будь-яка країна зможе стати Батьківщиною для мене».

Мотивация «за» службу в ВС Украины менее эмоциональна. К слову, служить готовы по большей части общественные активисты.

Медики готовы к службе на войне, коль это их долго, в том числе и как военнообязанных. Тоже – о студентах харьковской юридической академии им. Ярослава Мудрого: «смерті всі бояться, але жити без волі більше боюсь», в том же духе отвечали студенты Военного института КНУ имени Тараса Шевченко.

… Что касается студентов из числа «беженцев» из Луганской и Донецкой областей, то они, убедившись в том, что опрос проводится конфиденциально, ерничали, хамили, но практически все заверяли, что «готовы «мочить» укров».

Следует отметить, что встретились и другие, настоящие беженцы. Крымский татарин, будущий юрист Марлен ответил следующим образом: «Прийде повістка, піду воювати. Не для того мої рідні поверталися на рідну землю, в Крим, щоб зараз її окупувала Російська Федерація».

... Возникает вопрос о правомерности и компетентности автора статьи, инициатора подобной социологии.

Во избежание разнотолков, уместно сообщить, что автор в недалеком прошлом – весьма активный штабной работник, социологию заказывал многократно и способен отличить зерно от плевел.

Что делать

Если де-факто более двух третей студенчества в стране, где студентов насчитывается чуть менее трех миллионов, служить в вооруженных силах не хочет?

Что делать, если оставшиеся специалисты из АОН ЦК КПСС, решат подорвать хрупкое гражданское общество изнутри и прибегнут к апробированным приемам, о которых речь шла выше?

… Меньше всего автор намерен выяснять этот вопрос у политиков. Да и не надо это им, будем откровенны.

Для начала, спросим у самих студентов. Продолжение следует?

Никита Василенко Никита Василенко , Профессор журналистики КНУ им. Тараса Шевченко
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram