ГлавнаяБлогиБлог Любови Морозовой

Прелюдія в квартах

Лятошинський-клуб – нова спільнота, покликана відкривати, примножувати та просувати українську музику – починає свою діяльність концертом «Голоси. Українська музика ХХ–ХХІ століть». 23 січня о 19:00 у Kyiv Symphony Hall (приміщення Київської обласної державної адміністрації) Kyiv Symphony Orchestra під орудою диригента Луїджі Ґаджеро виконає маловідомі та раніше не виконувані твори українських класиків і сучасників, серед яких – модерністський твір Бориса Лятошинського Прелюдія для оркестру “Кварти”.

Прелюдія чекала свого виконання 103 роки, хоча її партитура й була доступною та опублікованою у повному зібранні творів основоположника української симфонічної музики. Це тривожний символ стану справ з вітчизняною класичною спадщиною: якщо така ситуація навіть з Лятошинським, то можна лише уявити, скільки творів його послідовників чекають своєї прем’єри, а без виконання і аудіозапису музичний твір фактично не існує.

Напередодні прем’єри «Кварт» я хочу оприлюднити любовний лист класика (в оригіналі – російською), написаний ним у 21 рік до своєї майбутньої дружини Маргарити Царевич. Лист знайдений та люб’язно наданий спадкоємицею Лятошинського, піаністкою та науковою консультанткою Клубу Тетяною Гомон.

Маргарита Царевич. Саратов, 19 апреля 1916 года
Маргарита Царевич. Саратов, 19 апреля 1916 года

Опять я сегодня целый день один. Милая, когда же ты наконец придешь ко мне? Так больно мне это. Еще, когда я был в Ахтырке, так хоть я не был один, а теперь я ведь тут совершенно один. Кругом все чужие люди. Не с кем слова сказать. Сижу сейчас один в своей комнате. Такое хорошее небо сейчас. Из окна видны какие-то горы. Во дворе большое население. Кричат дети. А на горах, мне кажется, сейчас тихо-тихо. Так хорошо было бы попасть туда, лечь на землю, смотреть наверх и думать о милой. Отчего она не приходит ко мне? Так это тяжело мне, что ты, котенька милый, и представить себе не можешь. Если бы хоть на одну минуту увидела меня сейчас, то поняла бы это.

И так еще долго мне придется здесь быть!

Но как хорошо, как чудно и странно будет мне, когда я увижусь с тобой, милая!

Котенька, как дела насчет гармонии? Я думаю, что это письмо придет уже после экзамена. Напиши же мне, котя милый, как сошел экзамен. Я думаю, что хорошо. Даже уверен. Пусть милая исполнит свое обещание и пришлет мне свою задачу. А может это письмо придет еще до экзамена. Тогда, милый друг мой, иди совершенно спокойно на екзамен, ведь ты безусловно очень хорошо все знаешь. Как бы я хотел уже поскорее обо всем узнать.

Как было в Умани? Ездили ли в Софиевку? Был ли разговор с Александром Кузьмичем? Так много наверное за это время было такого, что я хотел бы знать. Вернее я все хотел бы знать, все знать, что делал за этот время милый котя, где был, кого видел.

Ходили ли в Умани к той певице и что она сказала? Как поживает октавный этюд? Что читает сейчас милая? Думает ли обо мне? Ничего не знаю. Когда мне так нехорошо бывает, я вспоминаю, как нам хорошо было раньше, когда мы еще были вместе. Так хорошо и грустно вспоминать. Но ведь все-таки я сейчас один. Если бы я уже получал письма от милой, то не говорил бы этого. Тогда бы она была со мной. Знаешь, милый мой хороший друг, это правда, что, когда я так далеко от тебя, то еще яснее чувствую, как люблю тебя. Так люблю и тоскую за тобой, милая моя, светлая сказка моя!

Я каждый день пишу тебе. Получаешь ли ты мои письма?

Если хочешь доставить мне удовольствие, то сыграй несколько раз начало из нашего последнего сочинения (в квартах). Это наше общее, а не только мое сочинение: ты знаешь, почему. Я так рад этому. Милая, любимая моя! Я так хотел бы сейчас сам сыграть это, но не могу: сыграй же ты и думай тогда обо мне. Знаешь, котинька, там есть и ты, и я. В начале весь мотив в квартах. Если сыграть отдельно нижний голос, то получится тот же мотив, что и в верхнем, только в другом тоне квартой ниже, не си-бемоль минор, а фа минор. Это вышло так оттого, что в нем ни разу не затрагивается соль-бемоль, которого в фа миноре нет. Видишь, котинька, как вышло: одновременно два параллельных мотива в си-бемоль и фа миноре. Это ты и я. Причем, котя, ты проживешь дольше меня, так как твой мотив появляется в самом конце – там, где моего уже нет.

Милая, милая моя! Уже почти совсем темно. Пишу около окна. Там, где ты теперь, котя, еще только 7 с четвертью вечера, а тут еже 8 с четвертью. Здесь время на целый час впереди.

Пожалуйста, каждый день прошу играть несколько модуляций, затем строить на одной ноте все существующие аккорды. Кроме того, построив какой-нибудь аккорд, подумать, нельзя ли его определить иначе. Например доминантсептаккорд, как известно, может быть и аккордом с увеличенной секстой. Предлагаю, между прочим, для практики два вопроса: построить доминантсептаккорд с повышенной и пониженной квинтой и подумать нельзя ли их энгармонически превратить в другие аккорды. Ответ я напишу внизу, прошу не читать его.

У меня есть сейчас снимок (один из старых снимков, снимал Володя или Борис), где ты, котинька, идешь по полю вместе с Сережей. Хороший снимок! Смотрю на него и думаю, как хорошо будет нам летом. В саду у милой в этом году будет много роз. Голубое небо, солнце, наш сад, цветы. Милая, как это хорошо будет!

В университете, между прочим, поговаривают, что будто бы осенью будут призывать студентов 3 курса и перешедших на 4, подобно тому, как сейчас 2-го и перешедших на 3. Так что в таком случае и меня пригласят, но я сомневаюсь, чтобы это было. Ведь тогда придется закрыть университет, так как останутся только те, которые уже теперь на 4 курсе, остальных же курсов не будет.

Милая, любимая моя, до свидания. Хорошо, что я прихожу к тебе каждый день, да? Приди же и ты. Приди, милый друг мой, тоскливо без тебя! Неужели и завтра не будет еще письма. Котя маленький, милый мой ласковый котя, доброй ночи!

Всегда твой К.Б.

ПОКА НЕ ЧИТАТЬ ЭТОГО!

Доминантсептаккорд с повышенной квинтой = дважды увеличенный 5\6, только в мажоре. С пониженной квинтой = увеличенный 3\4 аккорд, в мажоре и миноре.

Милая, доброй ночи! Помнишь ли ты, милая, что где-то далеко далеко есть котя большой, твой котя, который все думает о тебе и тоскует?

Любовь Морозова Любовь Морозова , Музыкальный критик, журналист
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram