ГлавнаяБлогиБлог Ігоря Ільтьо

Неолиберальный меркантилизм

Очередной виток девальвации гривны и негативные последствия, вызванные этим (инфляция, подорожание импорта, проблемы в банковском секторе и т.д.) в который раз дают повод усомниться в эффективности экономической и финансовой политики проводимой Правительством и Национальным банком Украины.

Фото: Предоставлено автором

Нужно учитывать тот факт, что курсовая стабильность или наоборот нестабильность играет очень важную роль в экономических процессах, которые происходят в Украине. Долгое время курсовая стабильность была «экономическим якорем», который был необходим участникам рынкам (банкам, бизнесу, физ. лицам) для принятии тех или иных экономических решений. Сегодня курсовой стабильности нет, больше того, отсутствует уверенность в том, что такая стабильность может появиться в ближайшем будущем. Роль Правительства и Национального банка в этом процессе пока не до конца ясна. В наших суровых реалиях это означает, что у бизнеса отсутствует уверенность в завтрашнем дне, а это чревато спадом производства, отсутствием инвестиций, заработных плат со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Украина оказалась в сложной финансовой ситуации, выбраться из которой своими силами будет практически не реально. Именно по этому, для Правительства Украины чрезвычайно важно сотрудничать с Международным Валютным Фондом, который, по сути, стал для Украины Министерством финансов и Национальным банком в одном лице. Ярким подтверждением этому факту стал процесс принятия Государственного бюджета на 2016 год, который был составлен фактически под диктовку МВФ.

Впрочем, стоит понимать, что не от МВФ, а именно от Правительства и Национального банка зависит, какой будет дальнейшая финансово-экономическая ситуация в стране и, главное, какие инструменты нужно применить для ее налаживания. Но, похоже, украинские финансовые и экономические институты власти смутно представляют себе эти задачи.

Попробуем разобраться в ситуации, и понять какие из вариантов решения проблем могут подойти Украине. Но, прежде чем думать о выработке необходимых решений, хорошо было бы оценить все условия и реалии, в которых «существует» экономика Украины. Исходя из этих параметров, необходимо вырабатывать экономическую доктрину, в рамках которой следовало бы предпринимать комплекс мер направленных на урегулирование ситуации.

Давайте разбираться. Формально у нас рыночная экономика, которая действует в неолиберальной парадигме с вытекающей отсюда ролью государства и других участников рынка. В теории это означает, что рынок все определяет сам, а государству отводится лишь роль регулятора неких процессов. Примером регулирования государством экономических процессов в неолиберальной модели может быть проведение монетарной политики с целью управления количеством денег в обращении. Многие страны в мире используют инструменты монетарной политики (процентная ставка центрального банка, нормирование резервных требований, покупка/продажа ценных бумаг) для регулирования таких макроэкономических процессов как стимулирование производства, обеспечения занятости, управления ценами и т.д.

В Украине, государство, в лице Национального банка либо Правительства, лишена в полной мере функций управления экономическими процессами посредством классических инструментов монетарной политики. Они в принципе работают, но не все, не во всех случаях и не всегда эффективно. Не секрет что в Украине учетная ставка НБУ не есть определяющей для предложения денег в стране, а прогноз инфляции не есть решающим для формирования кредитной/депозитной ставки в банковском секторе.

Для рынка Украины более значимыми есть такие экономические параметры, как объем золотовалютных резервов НБУ и дефицит Государственного бюджета, учитывая дефицит Пенсионного фонда и компании НАК «Нафтогаз» Украины. Именно они чаще всего определяют поведение государства как регулятора и дают четкий сигнал для других участников рынка о текущей ситуации в экономике Украины. Поскольку решающими для этих экономических параметров есть скорее не монетарные, а торговые отношения, именно в плоскости управления торговыми процессами и стоит искать ключ к их регулированию.

Наиболее четкое понимание управлением экономических процессов посредством регулирования торговых отношений находится в меркантилистической экономической парадигме. И речь здесь не столько в «меркантильном обществе», сколько в наборе тех экономических постулатов, которые относятся к доктрине меркантилизма (с лат. – торговать).

Меркантилизм как экономическое учение возникло в 15 веке, и до 17 века доминировало как теоретическое обоснование для проведения экономической политики многих европейских государств. Основными постулатами меркантилизма были: активное вмешательство правительства в экономику, поощрение экспорта как источника богатства, препятствование импорту, как источнику потерь, защита собственного производителя и как следствие накопление золота и серебра. В итоге сторонники либертарианской модели международной торговли вытеснили идеи меркантилистов, и они канули в лету.

Но, исходя из сегодняшних реалий экономической ситуации во многих странах, в том числе и Украине, некоторые рецепты видоизмененного меркантилизма вполне могут быть применены для регулирования тех или иных экономических процессов.

Не смотря на то, что мы живем во времена Всемирной торговой организации и договоров о свободной торговле, стимулирование экспорта и контроль над импортом, с целю получения выгод, применяться многими странами. Ведь для государства нет ничего зазорного в том, чтобы отстаивать интересы собственного товаропроизводителя и защищать внутренний рынок от неконтролируемого внедрения импортных товаров. У нас такого понимания пока не наблюдается. А на утверждение: «Рынок все решит сам…», - так и хочется возразить: «Ну, ну…».

Предлагаемый нами подход к регулированию торговых отношений в условиях рыночной экономики условно будем называть «неолиберальный меркантилизм». Основное что нужно учитывать в контексте рекомендаций для Украины это то, что инструменты «неолиберального меркантилизма» - это более краткосрочная концепция экономической политики, которая особо не меняет сегодняшние реалии украинской экономики. Меняется больше поведение участников рынка в главной степени государства как регулятора.

В нашем случае это сводится к грамотной политике Правительства, направленной на стимулирование экспорта. Инструментов здесь много начиная от участия украинских производителей в международных выставках с целью поиска рынков сбыта заканчивая переговорами об увеличении квот на экспорт тех или иных товаров и услуг. Эти меры в теории позволят увеличить экспорт, что в свою очередь стимулирует рост производства, увеличение налоговых поступлений, рост зарплат и т.д. Но, главное, - это обеспечит страну валютными поступлениями, без которых в нынешних условиях говорить о финансовой и курсовой стабильности не приходиться.

Конечно, само по себе наличие золотовалютных резервов это еще не панацея от валютной турбулентности, и история Украины последних лет это ярко демонстрирует. Но все же, при грамотной политике Национального банка это существенное подспорье валютной стабильности, и какая ни какая подушка безопасности в случае дефолта. Ключевая позиция в этом процессе – грамотная политика Национального банка Украины.

Не менее важный аспект «неолиберального меркантилизма» – это роль в экономических процессах самих экспортеров. Ведь именно экспортерам-меркантилистам, отводится роль основных «добытчиков» валюты для страны. С оговоркой, что валютная выручка должна доходить до Украины, а не оседать где то на Каймановых островах, а налоги и зарплата должны уплачиваться согласно закону и вовремя. Таким образом, в стране должна появиться каста экспортеров-патриотов, которые видят в Украине не столько источник богатства, сколько страну, в которой хотят жить они, их дети и внуки.

Не стоит забывать об еще одной касте «добытчиков» валюты, не такой богатой как экспортеры-меркантилисты, но все же. Речь идет о трудовых мигрантах, которые часто привозят в Украину больше валюты, чем иностранные инвесторы вместе взятые. Вопрос поддержки трудовых мигрантов вот уже не первый год стоит на повестке дня Правительства, но пока так и не решается.

Исходя из рекомендаций условной доктрины «неолиберального меркантилизма» Правительство, Национальный банк и другие участники рынка способны в краткосрочной перспективе вернуть финансовую и экономическую стабильность Украине, а потом можно всем вместе подумать над тем, как концептуально менять экономическую модель страны.

Ігор Ільтьо Ігор Ільтьо , Український політичний, економічний та релігійний оглядач
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram