Два последних года, напомним, главные “Оскары” (да и другие золотые болваны) доставались предсказуемо хорошим, добротным, но скучноватым фильмам, которые вряд ли можно назвать открытиями в киноязыке, но которые зато можно крутить 24 часа в сутки по любому телеканалу любой страны мира безо всяких тыкв и предупреждений со стороны Нацкомиссии по морали или РПЦ.
В этом году фавориты грядущего сезона наград вызывают неподдельный интерес: это новый фильм Бена Аффлека “Операция Арго” (выходит у нас в прокат 22 ноября), который получает очень хорошие отзывы критиков, и “Мастер” Пола Томаса-Андерсона - фильм, где в строй возвращается Хоакин Феникс, фильм, из-за которого режиссеру угрожали сайентологи, фильм, судя по трейлеру, какой-то запредельной красоты и густоты красок. “Мастер” выходит у нас только в феврале, как ни прискорбно.
В этом году нет Кристофера Нолана и Дэвида Финчера (градус их противостояния на киноманских форумах доходит в предоскаровские сезоны до опасных значений), но зато есть новый фильм Тома Хупера (режиссер оскароносного до неприличия фильма “Король говорит!”) - мюзикл “Отверженные” по мюзиклу по роману Виктора Гюго с Хью Джекменом, Энн Хэтэуэй и Расселом Кроу в главных ролях. Все они, разумеется поют, и из-за этого в российском прокате, например, фильм выйдет без дубляжа, с субтитрами. Так что, скорее всего, провалится.
Не обошлось без Стивена Спилберга, в прошлом году обескуражившем совершенно необязательным “Боевым конем”. Релиз его нового фильма “Линкольн” - байопика о 16-м президенте США - отложили на несколько месяцев в связи с выборами президента №45 (картина выходит в Штатах только сейчас, чтобы ненароком не стать частью предвыборной кампании), но ассоциаций с ними все равно не избежать.
Что еще из масштабного, претендующего на место в номинации “Лучший фильм года”, такого, от чего у в своем большинстве пожилых членов Киноакадемии может заложить уши от восторга?
“Жизнь Пи” Энга Ли (у нас в прокате с 3 января). По трейлеру ничего не понятно, как, впрочем, и по названию. Экранизация одноименного романа, за которую брался и Альфонсо Куарон, и Жан-Пьер Жене, и Найт Шьямалан, - про мальчика, который по пути из Индии в Канаду терпит кораблекрушение и спасается на шлюпке в компании с бенгальским тигром. У Энга Ли есть опыт создания фильмов, от которые нравятся и фестивальным жюри, и киноакадемикам - у режиссера куча разных статуэток за фильмы “Горбатая гора”, “Крадущийся тигр, затаившийся дракон” и прочие. В ролях - много актеров, имена которых пока что никто не запомнит, и Жерар Депардье. Трейлер красивый, хоть и странный:
“Облачный атлас”, конечно же. Вряд ли фильм получит что-то серьезное, вряд ли - что-то не из технических номинаций, но фигурировать в шорт-листах он будет точно. Хоть в США его смотрели и неохотно. К Вачовским в принципе относятся достаточно прохладно, а этот их финт с финансированием фильма практически без участия голливудских мэйджоров простят не скоро.
Первая часть “Хоббита” по одноименному роману Джона Р. Толкиена выходит у нас в конце декабря и вполне может претендовать хотя бы на часть успеха частей “Властелина колец”. А если нет, значит, у Питера Джексона будет еще две попытки - как известно, “Хоббита” разделили на три части.
Будем надеяться, что “Скайфолл” номинируют хотя бы за операторскую работу, и это закончится наградой для Роджера Дикинса. Все-таки 9 номинаций и ни одного “Оскара” для человека, ответственного за красоту в фильмах “Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса”, “Чтец” и добрую часть работ братьев Коэн - это форменное свинство.
Еще два фильма, которые вряд ли останутся без внимания, на подходе - “Джанго освобожденный” Квентина Тарантино и “Нулевая видимость 30” Кэтрин Бигелоу.
С “Джанго”, как и всеми фильмами Тарантино, ситуация неясная. Там играет Кристоф Вальц, отхвативший “Оскар” за своего бесподобного Ландау в “Ублюдках”, и Леонардо Ди Каприо, который все никак не дождется своей статуэтки (возможно, и в этот раз ему не повезет, зато в следующем году у него и “Великий Гэтсби” будет, и “Волк с Уолл-стрит”). В прошлый раз Квентина несправедливо прокатили с наградой за лучший сценарий, посмотрим, что будет в этом году. “Джанго освобожденный” выходит у нас в январе.
“Нулевую видимость 30” могут включить и за актуальную тему - операция по уничтожению Усамы бин Ладена, и за то, что Бигелоу - единственная женщина на планете (кроме, пожалуй, Сигурни Уивер), которая способна надрать зад самому Джеймсу Кэмерону. Когда мы увидим “Нулевую видимость” (пардон за каламбур) - не известно. Наверное, после того, как фильм что-то получит - не знаю, есть ли у киноакадемиков свой пул, но в создании этой картины участвовали как минимум два оскаровских лауреата - сама Бигелоу и сценарист Марк Боал (они вместе работали над “Повелителем бури”).
Не забываем и про “Анну Каренину” Джо Райта - весьма странное будет зрелище, судя по трейлеру. Вообще под конец этого года и начало следующего количество масштабных экранизаций начинает зашкаливать - не хватает только База Лурманна с его “Великим Гэтсби”, но его перенесли аж на май 2013-го. Я не знаю, как насчет Аарона Джонсона и Джуда Лоу (оба хорошие актеры, но кто знает, как они лягут на душу в ролях Вронского и Каренина), но Кира Найтли, скорее всего, будет номинирована. А учитывая то, что Джо Райта в последнее время как-то сильно колбасит: от “Гордости и предубеждения” к “Искуплению”, а затем вообще к “Ханне”, думается, что и “Анна Каренина” выйдет небезынтересная. Вы только посмотрите:
Номинантов на “Оскары” объявят 10 января, церемония пройдет 24-го февраля. А до этого - “Золотые глобусы”, БАФТА, награды и номинации Независимой ассоциации, в общем, много и интересно. Пристегиваем ремни и запасаемся поп-корном, что тут еще скажешь.