Украинский участник конкурса полнометражных фильмов
Полнометражный конкурс - это всегда основа “Молодости”. Но для обычного зрителя проблема выбора всегда заключается в том, что дебютные фильмы-конкурсанты - это коты в мешке. Кто-то из них уже прокатился по другим фестиваля, кто-то - только ступает на эту скользкую дорожку. Украинский фильм в основном конкурсе - “Истальгия” - пока что не был представлен ни на одном из фестивалей.
Режиссер фильма - молодая украинка Дарья Онищенко, собрала в своем дебюте как украинских, так и зарубежных актеров. Один из исполнителей главной роли - Карл Маркович - сам в прошлом году участвовал в конкурсе “Молодости” со своим режиссерским дебютом - картиной “Дыхание”. И довольно успешно - получил гран-при фестиваля и статуэтку “Скифского оленя”.
“Истальгия” же - фильм об эмигрантах, отправившихся искать лучшую жизнь в другие страны, но при этом продолжающие чувствовать ностальгию по своей родной стране. Вообще тема эмиграции - в том числе и внутренней - по всей видимости, будет одной из главных на этой “Молодости”. В рамках фестиваля будет представлен альманах короткометражек “Украина, гудбай!”, посвященных, среди прочих, и этой теме.
Показы "Истальгии": 25 октября (12:00 и 18:45, Синий зал кинотеатра "Киев"), 28 октября (11:15, Красный зал)
Национальный конкурс короткометражек
Проведение конкурсов на получение госфинансирования для молодых кинематографистов приносит свои плоды. В этом году на “Молодости” решили четко заявить: в Украине есть молодое кино и оно достойно того, чтобы проводить отдельный конкурс под гордым названием “Национальный”, а не “Украинская панорама”.
Итого, в конкурсе принимает участие 26 короткометражных фильмов, снятых в этом или прошлом году. Среди них - как работы молодых малоизвестных режиссеров, так и фильмы, уже отмеченные на других кинофестивалях - как, например, “Ядерные отходы” Мирослава Слабошпицкого.
Каннский десант: Охота, Каракс, Рейгадас, Лозница, Сан-Су
Привычной частью для отечественных киносмотров является внеконкурсная программа “Фестиваль фестивалей”, в которую пытаются собрать самые интересные фильмы зарубежных кинофестивалей класса А. Самая многообещающая в плане зрительского опыта - Каннская часть, конечно же.
В этом году на “Молодости” покажут пять фильмов из основного Каннского конкурса 2012 года: “Охоту” Томаса Винтерберга, “Священные моторы” Леоса Каракса, “Вкус денег” Им Сан-Су, “После мрака свет” Карлоса Рейгадаса и, конечно же, “В тумане” Сергея Лозницы.
“Охота” - это история о том, что не все является таким, как кажется. “Вкус денег” - о том, что деньги не заменят вам всего, и совести, в первую очередь, “После мрака свет” - о том, что мачизм - это провальная стратегия, “В тумане” - о том, как легко сделать из беззащитного человека предателя и как легко выкинуть его на обочину жизни, “Священные моторы” - о том, что мы никогда не узнаем, кто и что может быть причиной событий, происходящей в нашей жизни. И только об этом. Как видите, каждый из фильмов по-своему полезен в украинских реалиях, почему бы не поправить уставшую от предвыборных агитации и макабра психику и не сходить на на хорошее кино?
Неделя российского кино
Как и в прошлом году, кино из России составляет одну из самых интересных программ “Молодости”.
В рамках “Недели” - практически все важные новинки российского кино этого года, многие из которых показывали на июньском смотре молодого кино “Кинотавре”: “Кококо” Авдотьи Смирновой, “Конвой” Алексея Мизгирева, “Рассказы” Михаила Сегала, “Пока ночь не разлучит” Бориса Хлебникова (фильм, снятый на основе журнальной статьи, где описываются разговоры столичной “буржуазии” в кафе) и так далее.
Все эти фильмы - то российское кино, которое, в каком-то смысле, избавилось от натужности “новой волны” и представляет собой весьма оригинальный источник зрительского опыта.
Ретроспектива режиссера Артура Липсетта
Липсетт - известный канадский режиссер-экспериментатор 60-х, работами которого восхищались Стэнли Кубрик и Джордж Лукас. К слову, у Липсетта - украинские корни, его мать эмигрировала из Киева в свое время.
Режиссер известен своими экспериментами с монтажом и звуком, что и заинтересовало кинематографическую общественность в его фильмах. Его дебютная короткометражка “Очень мило, очень мило” (1961) была номинирована на Оскар в категории “Лучший игровой короткометражный фильм”.
Кроме фильмов самого Липсетта, на “Молодости” покажут анимацию, снятую по мотивам его жизни. Автор фильма “Дневники Липсетта” Теодор Ушев - состоит в международном жюри кинофестиваля. Фильмы же самого Липсетта покажут на 16-мм кинопленке на двух сеансах.
Фильм "Бок о бок“ Кристофера Кеннелли (2012)
Это документальный фильм, в котором Киану Ривз опрашивает чуть ли не всех важных голливудских режиссеров об их работе с пленкой и переходе на цифру. Не секрет, что многие уже переходят с пленочных на цифровые видеокамеры - даже ретроград Мартин Скорсезе снимает свой новый фильм, “Волк с Уолл-стрит” на цифру.
Один из самых важных моментов такого перехода - кинопроизводство становится более доступным. Фильм можно снять на айфон и получить за него “Золотого медведя” на Берлинском кинофестивале. С другой стороны, вал аматорского видео на Youtube тоже сказывается на кинопроцессе - многие жалуются на то, что отношение к художественным качествам фильма падает, что раньше создание фильма было чуть ли не религиозным ритуалом, а теперь... А что теперь, есть возможность узнать из фильма “Бок о бок”.
“Эротикон” Густава Махати (1929)
“Молодость” продолжает держать курс на ознакомление зрителей с наследием мирового арт-кино. “Эротикон” - один из выдающихся образцов чешского немого кино - был в свое время очень шокирующем для зрителей, не привыкших к откровенным изложениям отношений между мужчиной и женщиной на экране.
Говорят, режиссер фильма, Густав Махати пересматривал его 500 раз, прежде чем принял решение о том, каким будет его окончательный монтаж.
Киноведы отмечают, что несмотря на влияние австрийского режиссера немого кино Георга Пабста, “Эротикон” уходит от традиции немецкого экспрессионизма и двигается в сторону французского поэтического кино.
Как бы то ни было, просмотр такого фильма - важный опыт не только в 1929-м, но и в 2012-м году.
Альтернативная конкурсная программа “Солнечный зайчик”
Фильмы на ЛГБТ-тематику - частые гости на “Молодости”, призы за победу в этом конкурсе присуждает отдельное жюри, и события, связанные с ним становятся одними из самых резонансных на фестивале.
В этом году у “Зайчика” особая миссия - в связи с принятием Верховной радой закона о запрете пропаганды гомосексуализма. Предваряя показы дискуссией под названием "Творчество. Пропаганда. Цензура" фестиваль берет на себя задачу предпринять некий ликбез в вопросе квир-сообществ и тому, как запреты, внедряемые Радой, напрямую связанные с внедрением цензуры в творчестве, СМИ и распространении информации в целом.
“This is the end. Смертельная секция”
В прошлом году на “Молодости” красной нитью проходила тема конца света и смертности всего существующего. В предвкушении апокалиптического 2012-го на “Молодости” показали и фильм “Туринская лошадь” Белы Тарра, и “Елену” Андрея Звягинцева. Даже обладатель гран-при - уже упомянутое “Дыхание” Карла Марковича - тоже в каком-то смысле о смерти.
В 2012-м организаторы решили сделать тему более очевидной и выделили под нее целую программу, в рамках которой покажут короткометражки того же Белы Тарра, Вернера Херцога и Пака Чак-Вука.
***
LB.ua будет вести дневник фестиваля, а также сообщать обо всех интересных новостях с "Молодости" в рамках спецтемы "Кинофестиваль Молодость-2012".