Согласно рейтингу Transparency International, Украина по уровню восприятия коррупции занимает 144 место из 176, соседствуя с такими странами, как Конго и Кения. Несмотря на то, что еще год назад был принят целый закон о борьбе с коррупцией и президент также утвердил Национальную антикоррупционную стратегию – это никак не отразилось на снижении уровня коррумпированности государственной машины.
Состоявшийся в Киеве общественный антикоррупционный форум пришел к выводу, что вышеуказанная стратегия и правительственная антикоррупционная программа, принятая в целях ее реализации, фактически сорваны. Как говорят международные эксперты, если страна не входит хотя бы в первую сотню списка рейтинга – это значит, что в ней есть большая проблема с коррупцией, и вести там бизнес обойдется как минимум на 20% дороже. То есть коррупционность в стране препятствует привлечению иностранных инвестиций, крайне необходимых сегодня Украине.Несомненно, любая крупная транснациональная корпорация в обязательном порядке изучает уровень коррупции там, где планирует вести бизнес. В Украине же коррупция фактически всеохватывающая. Коррупционный налог вынужден платить не только бизнес, но и каждый человек, так как взятки заложены в стоимость продуктов, услуг и недвижимости. Кроме того, простым гражданам также нередко приходится изымать деньги из собственного бюджета для того, чтобы подкупить должностных лиц, которые не хотят честно работать и исполнять свои обязанности.
Как показали результаты соответствующего исследования, проведенного ОО «Антикоррупционный совет Украины» и ОО «Европейский выбор», только за своих детей украинцы каждый день тратят на взятки огромные суммы: от 3 млн до 10 млн гривен. Самыми большими вымогателями являются больницы, школы и детские сады. В течение восьми месяцев общественные активисты собирали информацию и принимали обращения украинцев о взятках. Наименьшая сумма взятки составила 50 гривен в месяц за «человеческое отношение к ребенку» в детском саду. Наибольшая сумма взятки достигает 8000 гривен – за то, чтобы пристроить ребенка в первый класс столичного лицея. Украинцам «прививают взяточничество» еще в роддоме, так как в 90% случаев родов надо неофициально платить от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов, в зависимости от сложности предродового положения пациентки.
Так почему же борьба с коррупцией не приносит никакого результата, ведь на это закладываются огромные денежные суммы? В частности на выполнение госпрограммы по предотвращению и противодействию коррупции в 2011-2015 годах из кармана налогоплательщиков запланировали изъять 820 млн гривен. Так решило правительство. Но даст ли результат столь дорогая программа? Эксперты провели комплексный мониторинг с целью изучения ее эффективности. В нем приняли участие Transparency International Украина, Антикоррупционный совет Украины, Украинский институт публичной политики, Центр политико-правовых реформ и другие авторитетные общественные организации. В результате исследования выяснилось, что если деньги и не выбрасываются на ветер, то точно идут не по назначению. Органы власти обладают всеми возможностями для выполнения этой программы, но в действительности не имеют никаких финансовых ресурсов и четкого плана действий, чтобы качественно работать.
Эксперты утверждают, что по пятибалльной шкале успешность реализации этой госпрограммы можно оценить в 2,7 балла. На прямую борьбу с коррупцией в программе нет ни копейки. Более 95% суммы, предусмотренной на противодействие коррупции (а это 803 млн грн), уже расписали. Планируется израсходовать их на потребности Минздрава, а именно для создания и внедрения электронного медицинского учета и электронных подписей. Примерно 6,5 млн грн пойдет на систему электронного документооборота в Министерство социальной политики. Насколько это скажется на уровне коррупции в стране – точно никто не знает, но экспертам уже понятно, что результат будет весьма и весьма сомнительный. В то же время совершенно не предусмотрено выделение денег для создания центров по оказанию административных услуг физическим и юридическим лицам, а также по внедрению системы электронных закупок, учебных антикоррупционных программ, реализации «единого окна» на всех уровнях госрегулирования. В программе запланировано издание Генпрокуратурой совместно с Минюстом и Верховным Судом комментариев к Закону «Об основах предотвращения и противодействия коррупции», а также соответствующих положений Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса. Однако данные ведомства должны будут сделать это за собственные средства. Таким образом, утверждают эксперты, столь необходимое издание может и вовсе не появиться.
Провальное воплощение антикоррупционной госпрограммы является последствием низкого уровня ее разработки, а также отсутствия взаимодействия с общественностью и экспертами на этапе ее подготовки. В этом документе полно ошибок и всевозможных описок, которые делают реализацию программы невозможной. Например, одним из исполнителей программы является несуществующий государственный орган под названием «Воинская служба делами вооруженных сил». Похоже, что это опечатка, и речь идет о службе правопорядка. Не менее впечатляюще выглядит и довольно дорогостоящее мероприятие, на которое планируется затратить почти 1,5 млн гривен. Оно называется «освещение в СМИ антикоррупционных мер… с целью формирования негативного отношения граждан к проявлениям координации и привлечения общественности к участию в антикоррупционной деятельности».
Участники антикоррупционного форума обратились с открытым письмом к Президенту Украины Виктору Януковичу и попросили его проявить политическую волю для того, чтобы воплотить в жизнь Национальную антикоррупционную стратегию, которая должна была бы стать «дорожной картой» в преодолении коррупции. К обращению были приложены материалы и исследования. В них отмечается, что госорганы, которым поручено выполнять антикоррупционную госпрограмму, способны делать это лишь на 3 балла.
Поэтому эксперты предложили в качестве первоочередных мер возложить функции специально уполномоченного органа в сфере антикоррупционной политики на Совет национальной безопасности и обороны Украины вместо Минюста. Тем более, что именно СНБО ответственный за координацию деятельности Национального антикоррупционного комитета, возглавляемого президентом Украины. Кроме того, по их мнению, необходимо сделать открытым для общественности государственный реестр коррупционеров, по максимуму внедрить на данном этапе технологии «электронного правительства» в административном управлении, ввести уголовную ответственность за коррупционные правонарушения для юридических лиц, ужесточить декларирование чиновниками своих активов и усовершенствовать процедуры конфискации имущества, полученного незаконным путем.
Для чего здесь нужна политическая воля? Дело в том, что одним из самых крупных нарушителей действующего законодательства является, как ни странно, Кабинет министров. А в следующем году необходимо изменить приоритеты антикоррупционной госпрограммы, которую он же и утвердил, так как ситуация может ухудшиться из-за того, что был принят очень ограниченный бюджет. Кроме того, из-под действия закона о государственных закупках была выведена треть всех закупок на сумму более, чем 200 млрд гривен. Очевидно, что при существующих обстоятельствах реализация программы по борьбе с коррупцией уйдет на второй план, и она станет невыполнимой. В такой ситуации не исключено реальное физическое противостояние граждан и власти.
Вчера оппозиционные силы в парламенте заявили о намерении создать национальное антикоррупционное бюро. Согласно законопроекту, оно должно стать единым органом по борьбе с коррупцией в Украине, тогда как сейчас эти полномочия разделены между 6-ми госструктурами. Впрочем, когда именно будет создан этот орган, насколько независимым он будет от политики и не станет ли очередной структурой, собирающей компромат и расправляющейся с неугодными власти людьми – пока неизвестно. Зато уже однозначно ясно, что борьба с коррупцией в нашей стране, ограничивающаяся по большому счету плождением бумаги, результата не даст.
Как показывает рейтинг Transparency International, первая десятка стран, где отмечен минимальный уровень коррупции, остается стабильной уже много лет. На первом месте находятся Финляндия, Дания и Новая Зеландия. На втором расположились Швеция, Швейцария, Норвегия, Австралия, Канада и Голландия. Среди стран бывшего СССР – Грузия находится на 51 месте, а худшая ситуация отмечена в Узбекистане и Туркменистане – 170 место.
Среди стран ЕС самый высокий уровень теневой экономики зарегистрирован как раз в постсоветских странах, а именно Литве, Латвии и Эстонии. Согласно сведениям университета Кеплера в Австрии, в Литве этот показатель достигает 29%, в Эстонии – 28%, а Латвии – 26%. Но несмотря на это ситуация в этих странах гораздо лучше, чем в Украине. Последние же места в коррупционном рейтинге заняли Афганистан и Сомали.