Все-таки прав был римский историк Публий Корнелий Тацит, говоривший, что «чем больше в государстве коррупции, тем больше законов». На сегодняшний день народными депутатами нового созыва Верховной Рады уже подано 1300 законопроектов, из которых приняты лишь 15. По мнению главы парламентского комитета по борьбе с коррупцией Виктора Чумака, озвученной недавно в эфире канала TVi, большинство законопроектов имеют лоббистский характер, поэтому столь малое количество принятых законов является позитивным фактом.
Как ни удивительно, но из этих 15 одобренных парламентариями законопроектов четыре касаются борьбы с коррупцией. На прошлой неделе Верховная Рада завершила принятие пакета из 4-х антикоррупционных законов, необходимых для выполнения плана действий по визовой либерализации с ЕС. Одним из условий для подписания Соглашения об ассоциации Украины с ЕС является одобрительный отчет GRECO о выполнении Украиной рекомендаций Совета Европы в сфере противодействия коррупции.
На днях Минюст обнародовал третий дополнительный отчет GRECO о выполнении Украиной рекомендаций по результатам первого и второго раундов оценки. Из 13 рекомендаций Совета Европы Украина за год смогла выполнить полностью только 2 (http://www.minjust.gov.ua/anti_corruption_grecorep). В своем отчете GRECO на основании правительственной информации признала удовлетворительно исполненными рекомендации «ii» и «xxii». Они, в частности, касаются принятия украинским правительством Государственной программы по предотвращению и противодействию коррупции на 2011-2015 годы и внедрения централизованной организации профессионального антикоррупционного обучения госслужащих. Однако, на момент утверждения очередного отчета в Страсбурге два месяца назад GRECO еще на знала, какая судьба сникала эти антикоррупционные инициативы украинской власти.
Как показали результаты 7-месячного независимого мониторинга госпрограммы противодействия коррупции, проведенного коалицией общественных организаций, этот один из главных антикоррупционных документов нашей страны оказался на грани срыва. Большинство финансируемых мероприятий этой госпрограммы прямо не касаются борьбы с коррупцией, тогда как для большинства антикоррупционных мер финансирование не предусмотрено вообще. В том числе и для противодействия коррупции на местном уровне. Особого внимания заслуживает тот факт, что 95% (803 млн грн) всего финансирования госпрограммы решили пустить на внедрение Минзравом электронных медицинских карточек, что априори не может повлиять на снижение уровня коррупции.
Малоэффективной является и деятельность органов, ответственных за выполнение госпрограммы. По 5-балльной шкале средний общий балл успешности по компонентам, которые были предметом мониторинга, составляет лишь 2,7. Общественные эксперты прямо заявили, что это связано с отсутствием политической воли и заинтересованности в реализации антикоррупционной госпрограммы, как на уровне высших должностных лиц государства, так и на уровне исполнителей.
Мероприятия, осуществляемые органами власти в направлении выполнения антикоррупционной госпрограммы, носят преимущественно формальный характер и не позволяют решить определенные ее задачи. А наличие в тексте госпрограммы целого ряда технических ошибок – таких как несуществующий в природе орган власти «Военная служба делами в Вооруженных Силах» среди главных исполнителей госпрограммы – свидетельствует о том, что она готовилась впопыхах. Чего реально стоит эта госпрограмма, если ее текст даже не предусматривает мониторинга и оценки эффективности результатов исполнения?
Утверждая исполнение Украиной рекомендации по антикоррупционному обучению, GRECO даже не догадывалось о том, что вскоре после опубликования ее отчета в Национальной академии государственного управления при Президенте Украины изымут из учебного плана курс «Предотвращение и противодействие коррупции». Рассчитанный на подготовку армии госчиновников-слушателей Академии, этот разработанный учеными курс был единственной в своем роде полноценной антикоррупционной программой. Однако, вместо того, чтобы сделать его обязательным для изучения всеми публичными служащими, учебный курс по неизвестным причинам сняли с преподавания. Несмотря на то, что Национальная антикоррупционная стратегия на 2011-2015 гг., утвержденная указом Президента Украины, прямо предусматривает внедрение подобных курсов во всех ВУЗах, техникумах и школах, независимо от уровня аккредитации и формы собственности.
На прошлой неделе Верховная Рада успешно провалила голосование касательно национального антикоррупционного органа, создание которого в Украине является одним из главных требований GRECO. А между тем, до саммита Украина-ЕС в Вильнюсе в ноябре, на котором должен рассматриваться вопрос предоставления ассоциации нашей стране, остается все меньше времени.