Фильм охватывает период творческого взлета Альфреда Хичкока. «Мастер саспенса» (в исполнении не менее загадочного Энтони Хопкинса, который сыграл роль ровно и безукоризненно) задался целью превзойти себя и в поисках сюжета, набредает на роман «Психо» Роберта Блоха. В ходе съемочного процесса, параллельно ему, открывается внутренний кризис режиссера, неверие окружающих в «величье замысла», борьба за фильм. И даже ближайший человек, его жена Альма, верный друг и помощник, кажется, отступилась, поддалась другим увлечениям, устав быть тенью знаменитого мужа.
Но вот - все препоны преодолены, и воссоединенный творческий тандем завершает легендарную кинокартину. Вместо аплодисментов на премьерном показе маэстро торжествующе внимал испуганным возгласам, доносившимся из зрительного зала.Мелодраматичный Хичкок, одержимый некими вспышками мании, и вообще вся история, показанная в фильме, как по мне, сквозила иногда уж очень натянутым домыслом. Понятно, что в силу специфики жанра, в котором Хичкок работал, его личность окружена ореолом загадки и мистики. Но его биография прозаична и ровна, а сам он был человеком, скорее, чрезвычайно рационального и математического склада ума, которого интересовал не столько острый, напряженный сюжет полный кровавых убийств, сколько поиск средств выражения этой остроты и напряженности, создание нужного эффекта и т.д. Поэтому кинокартина «Хичкок» - весьма вольная интерпретация личности знаменитого режиссера. Но зачем эта интерпретация понадобилась, если киноработы Хичкока, возможно, говорят о нем больше, чем кто-либо?
В этом чувствуется какая-то тоска по хорошим, тонким, «нешаблонным» триллерам, которыми Голливуд уже давненько не радует. Тень Хичкока нависает над каждым новым режиссером триллера, напоминая о тех новшествах и открытиях в этом жанре, некогда им проделанных. Но ничто так не развилось в триллерах, как зрелищность, в сторону которой и продолжает работать «фабрика грез», оправдывая свое аттракционное устремление. А «Хичкок» оказался каким-то странным компромиссом: вместо того, чтобы снимать хорошие триллеры, будем снимать о том, как снимали хорошие триллеры.
У нас жанр триллера не прижился в кино, и, похоже, не очень свойственен литературе. Хороший триллер или хоррор-фильм, как заметили мудрые, возможен только там, где есть норма. Та норма, от которой, к примеру, откланяется протагонист, свернув не на ту дорогу, поселившись не в том доме (гостинице) и т.д., норма, за которой и начинается «саспенс», тревога ожидания. Но что делать там, где нет никакой нормы, где «саспенс» давно повседневность, где порядок вещей выворочен? В таких широтах возможна разве экстремально-экзистенциальная социальная драма, или гротескная комедия.
Загадка Хичкока в том, что никакой загадки, по-видимому, не было. Кстати практически одновременно с Хичкоками, в Европе творил историю кино не менее выдающийся тандем – чета Феллини. И как знать, не преминут ли голливудчики приступить к очередному фильму-биографии о великом режиссере и раскрыть нам очередную драму.