Никак не может наладиться в Украине взаимодействие НБУ, Минфина и Минэкономразвития. Тогда как, например, в самой мощной в мире экономике США постоянно действует налаженная система функционирования и ФРС, и Министерства финансов. Поэтому эффективное взаимодействие между ними – это залог стабильности американского доллара. Так, в частности, ФРС «стоит» за инфляцией и осуществляет эмиссию денег. А Министерство финансов управляет государственным долгом Соединенных Штатов.
Не поэтому ли у нас «просрочка» в банках только растет, а объемы кредитования предприятий малого и среднего бизнеса - слишком малы. Платежеспособность спроса резко уменьшается, т. к. уже слабо на его формирование влияет реальный сектор экономики Украины. Падает курс гривны в соответствии с новой политикой монетарных властей. Риски по-прежнему велики. И, конечно, за такую высокую инфляцию в стране уже скоро всем нам придется платить.
Также сегодняшние тревожные события застали немало наших предпринимателей в так называемой инвестфазе. Что им дальше делать, когда в воюющей стране слишком дорогие кредиты, высокие издержки, низкая квалификация ряда специалистов и т. д. Многие эксперты считают, что до 70% названных проблем имеют внутренние свойства, начиная от защиты прав частной собственности и прочее. Безусловно, легче всего политикам перевести стрелки на внешнюю угрозу. Кое-кто даже предлагает, дескать, давайте не будем пока заниматься внутренними проблемами, т. к. есть очень серьезная внешняя угроза. Убежден, что нельзя нам в этот период отстраняться от решения внутренних проблем.
Всё же эксперты настроены оптимистично: нет другого пути, как проводить в Украине экономические реформы. Нужно повышать производительность труда, т.е. модернизировать производство. Однако, найти для этого такое большое количество денег будет очень не просто. Поэтому, если на качестве продукции экономить нельзя и нам не удастся в ближайшее время поднять производительность труда, то остается сокращать зарплату рабочим. Но такого развития сценария, вряд ли сейчас хотят допустить наши власти и олигархи.
Возможно, в текущих условиях наше государство, наконец-то, захочет взять под больший контроль оффшоры наших бизнесменов, чтобы пополнить бюджет. Особенно это стало актуально с началом вооруженного конфликта на востоке страны. Ведь с необходимостью финансирования АТО резко увеличился дефицит бюджета. И усилия властей в этом направлении не будут ослабевать, т. е. гайки будут закручивать. Правда, полностью оффшорные схемы не закроются. Взять под жесткий контроль все денежные потоки в оффшорные зоны не удастся властям, да и по-настоящему этого, думаю, никто и не хочет.
Конечно, все сейчас смотрят на инфляцию и на гривну. Что будет дальше? Моя позиция остается пока неизменной. Не может быть у слабой экономики – сильная валюта. Поэтому, как гривна может укрепляться по отношению к доллару США, когда существует такой огромный фундаментальный дисбаланс? Вот почему гривна по-прежнему находится под стратегическим давлением. А усилиями финансовых властей наша нацвалюта становится привлекательной лишь для валютных спекулянтов. Зарабатывают они на этом очень приличные прибыли. Но, допускаю, что все основные решения наших монетарных властей будут приняты уже в начале осени. Тогда и будут руководством НБУ приняты серьезные изменения в денежно-кредитной политике. И уже исходя из нового видения АП роли Нацбанка в экономической жизни Украины. Пока же НБУ идет по инерционному сценарию, т. е. он выполняет прежние установки, и позиция депутатов ВРУ по этому вопросу - ничего не поменяет.
Что будет делать Уряд, когда еще более обострится обстановка на юго-востоке страны и гривна еще больше обвалится? Пора уже мыслить чиновникам хотя бы на шаг вперед. Думаю, в каждой семье сегодня есть такой резервный план, не дай Бог, на «черный» день. Такой же конкретный и четкий план должен быть и у нашего правительства и у НБУ, к примеру, на случай новых волн девальвации национальной валюты, более мощных социальных потрясений и усиления военного противостояния.
Наконец, если в эти дни НБУ снизит учетную ставку, реально даже в развитых экономиках эффект наступает где-то через полгода. У нас соответственно – чуть дольше времени пройдет. Поэтому, надо уже смотреть в следующий 2015 год. Там экономика сможет среагировать на действия Нацбанка. Но главное – надо менять экономическую модель развития Украины, в которой НБУ должен занимать одно из центральных мест.