О порядке в стране

У нас много говорят, что нужно навести порядок в стране, говорят все, говорят по-разному, при этом каждый вкладывает в понятие "порядок" свое. А что действительно мы понимаем под словом порядок? И можно ли вообще навести порядок в нашей стране?

Фото: Макс Левин

Порядок как формальная демократия

Давайте поговорим о порядке. Мы отождествляем понятия "порядок" и "государственный строй" : "при царе был порядок", "пришли большевики и установили свои порядки", пресловутый немецкий "новый порядок", не говоря уже о "вот в СССР (при Сталине) был порядок". Но что у нас происходит сейчас с государственным строем? Это - формальная демократия. Почему формальная? Да потому что власть фактически отождествила себя с государством, вытеснив, тем самым, народ за пределы демократической основы. Любые действия власти в данном случае направлены на то, чтобы сохранить свой статус-кво и не допустить народ к фактическому существованию на демократической основе.

Нужно отметить, что сама демократическая основа базируется на принципах провозглашаемых прав и свобод, которые при детальном рассмотрении можно отождествить с базовыми критериями, в основе которых не заложен механизм их реализации.Таким образом, порядок, выстроенный государственной системой, - это вертикаль управления, регламентирующая основные направления развития государства, причем государство в данном случае- это территориальная единица, обладающая определенными ресурсами, способная на самостоятельное самоопределение и процесс жизнедеятельности. Это то, что мы имеем.

Однако дело в том, что государство, живущее в провозглашенной демократии, не способно сегодня самостоятельно определять свой порядок, потому как является, по сути, системой, вписанной в мировой общественный процесс.

Паритет ответственности власти и народа

Можно ли дать государству возможность изменить порядок жизни, аргументируя изменение тем, что существующая система не способна дать народу тот порядок, который ему необходим? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего, необходимо принять за основу самого изменения паритет ответственности власти перед народом и народа перед государством. Это позволит сделать власть государственной структурой, которая несет ответственность перед народом за совершаемые ею действия при управлении государством как территориальной единицей. В данном случае народ государства будет защищен от любых попыток власти лишить его законных возможностей. В свою очередь народ, как общественная структура, обязан взять на себя ответственность за реализацию тех возможностей, которые ему предоставляет власть. Власть в данном случае будет являться организатором жизни государства с четким регламентом своих полномочий.

Об основном законе и ответственности народа

Для того чтобы совершать действия в регламенте своих полномочий власть и народ должны утвердить основной закон, по которому будет происходить жизнь самого государства и жизнь людей, живущих в его пределах. И в этом случае, даже если власть и захочет отождествить себя с государством, ей придется взять на себя дополнительные обязательства и установить внутренний регламент новых расширенных полномочий. Если до сих пор конституция, как основной закон государства, в своей основе имеет декларативное начало, то нужно подумать о том, чтобы изменить ее формат для того, чтобы привести в соответствие ее форму и суть. Поэтому, вместо провозглашенных прав и свобод, конституция должна четко отобразить механизм ответственности, как необходимость предоставления и реализации возможностей. Только тогда можно говорить, что порядок жизни государства полностью зависит от четкого выполнения условий реальной жизни людей и государства, прописанных в основном законе. Кроме того, имея такой закон, сразу становится очевидным кто, власть или народ, уклоняется от выполнения своих прямых обязанностей.

О реформе власти

Если проводить реформу власти, конечно же, нужны желание и воля граждан на изменение условий жизни в стране. Только для того чтобы решение было взвешенным, людям необходимо четко и ясно объяснить саму суть изменений, и здесь немаловажную роль играют общественные организации любого формата, которые поняли суть изменений и стали, скажем так, единомышленниками. Это не рекламные кампании, это разъяснительный ликбез. Только нужно учесть, что все это может происходить в условиях сильного сопротивления существующей власти. И депутаты всех уровней могут противиться, потому что в новом формате они перестанут быть так называемыми законодателями, они просто должны стать контролирующим органом с определенными полномочиями. А вот с гражданами, хорошо осознающими невозможность дальнейшей жизни без кардинальных изменений в стране, на наш взгляд, проблем будет меньше, чем с властью. Увидев, что власть уже не будет иметь возможность брать и манипулировать, многие поддержат такое начинание.

Аргумент "за"

Как осуществить реформы? Очевидно, что народ не поднимется "против". Все мотивации "против" исчерпаны и дискредитированы. Причем, как властью, так и оппозицией. Для народа нужен аргумент "за". Это и есть формула общественной активности, которая может быть сформулирована после анализа всех вариантов, предлагаемых сейчас оппозицией. Оппозиция до сих пор надеется, что сработает именно "против". Надеется потому, что у нее нет конкретных предложений, за которые бы можно было массово выйти хоть на вече, хоть на митинг. Людей нужно собирать для того, чтобы дать свои предложения на рассмотрение, а не предлагать выйти на улицы для очередного рассказа о том, как ведет себя власть. Так люди это и без оппозиционных митингов хорошо знают... Всех интересует, а какой выход предлагает оппозиция, кроме того, чтобы просто выйти на очередное противостояние. Резюмируя, можно сделать предположение, что будущее за той политической силой, которая сможет предложить и донести народу убедительные аргументы "за". Именно с этого и начнется установление порядка в стране.

Виталий Маляренко Виталий Маляренко , Директор Ассоциации социального проектирования "Право выбора"
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram