Толерантность по-украински

Несколько дней назад Львов заговорил по-русски, а Донецк – по-украински, демонстрируя единое начало Украины. В новостях – сюжет: пассажиры идут мимо военных в камуфляже, захвативших аэропорт в Крыму, не нравится, но реагируют спокойно. Русские военные в Крыму разыгрывают провокационный сценарий, выполняя сценарий кремлевского «логика», новое украинское правительство, изучив уроки Грузии, действует мирно, спокойно и дипломатично. На самой большой площади Европы в Харькове, площади Свободы, больше недели нон-стоп мирно проходят, уживаясь друг с другом, три митинга: защитников памятника Ленину, сторонников и противников Майдана (новой и старой власти соответсвенно), при этом памятник стоит, и Евромайдан заявил, и депутаты Горсовета решили, что вопрос о его судьбе должна решать громада, а обладминистрация, несмотря на режим «открытых дверей», продолжает работать в штатном режиме. Это все – примеры толерантности украинского народа.

Фото: EPA/UPG

По определению, толерантность, как основа демократического согласия, выступает сегодня условием сохранения разнообразия. Лишний раз убеждаюсь в том, что провозглашенная демократия не способна стать четкой позицией в действии, потому что жизнь в условиях демократии - это компромисс по форме и непримиримость по сути. Вот такой получается парадокс. Мы завоевываем свободу, обеспечивая себе возможность жить в демократическом государстве, в то время как основной закон этого государства гарантирует нам эту свободу в своей основе. И живем мы все в рамках этого закона, опираясь на гарантию, механизм которой выражен на словах…. А слова, как мы видим, расходятся с жизнью. Люди перестали доверять власти, как институту, а та, в свою очередь, не доверяет каждому из нас. Иначе для чего нужно было столько сил и средств тратить на усиление своей системы? И вот, достигнув высшей точки недоверия, народ «объяснился» с властью, каждый на своем языке, так и не найдя способ стать единомышленниками. Слишком дорого людям стоили эти «объяснения», поэтому сложно системе власти сейчас от них получить «вексель на предъявителя». Люди хотят гарантий от каждого, кому такой вексель будут выдавать.

Но знаете, что интересно? Украинский народ толерантен, толерантен особой такой формой толерантности, которая выражена была все эти годы подчинением любой власти, с молчаливым внутренним ее неприятием. Система и не предполагала, что не только услышит, но и увидит воочию этот годами подавляемый внутренний протест. Наконец власть услышала голос народа, толерантного народа! И началось самое интересное: ранее толерантный народ, система, в лице отдельных ее представителей, пытается разделить, провоцируя и интригуя.

Самое время поговорить о толерантности власти. Звучит как-то противоестественно, потому что толерантность власти - это кулуарные договоренности «непримиримых оппонентов». Причем знаете, толерантность власти на народ не распространяется. Система надежно защищает «своих», демонстрируя «утвержденные сценарии» политических рокировок. И вот глядя на все это, возникает вопрос: а есть ли в украинском политикуме достаточный ресурс, способный стать толерантным по отношению к украинскому народу, отбросив все привычные схемы кулуарных политических интриг и «корпоративных договоренностей»?

Виталий Маляренко Виталий Маляренко , Директор Ассоциации социального проектирования "Право выбора"
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram