ГлавнаяБлогиБлог Дмитрия Спивака

Ударим «мовою» по разгильдяйству и бездорожью…

Что может быть общего между «мовным Законом» и эмиграцией? Казалось бы, совершенно разные процессы. Однако, если взглянуть на эти проблемы шире, то можно найти и причинно-следственную связь. Эмиграция увеличивается тогда, когда уровень жизненных перспектив неуклонно уменьшается, а социальное напряжение в обществе, наоборот, растет. Отсутствие экономических перспектив, положенных на агрессивную общественно-политическую составляющую, практически наверняка приведет к эмигрантским настроениям.

Фото: Макс Левин

Спрашивается, каким таким образом, законодательная инициатива, направленная на расширение зоны действия украинского языка, может повлиять на эти процессы? Согласен, на отсутствие финансовых перспектив и на экономические проблемы, вряд ли. А вот, на общий градус кипения в обществе - очень даже влияет. Причем, негативным образом. Таковы исторические предпосылки и современные политические реалии. В конце концов, таковы географические особенности и ментально-языковые традиции. А менять традиции можно исключительно эволюционным путем. Любое насилие, в том числе, со стороны государства, будет вызывать ответную реакцию со стороны общества. Поликультурного и многоязычного. Тем более, что расширением границ украинского языка никак не решаются проблемы «разгильдяйства, тунеядства и бездорожья»…

Языковая шкала патриотизма

Теперь, по сути того, что предлагается. В законопроекте № 5670 предусматривается обязать все дошкольные и школьные учреждения, а так же театры и органы местного самоуправления использовать ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО украинский. Более того, в некоторых аспектах, инициаторы данного предложения доходят до абсурда. Например, если театральная постановка идет на языке нацменьшинств, то должны быть субтитры (!!!). Представляете себе эту картину в театре? Ну, а инспекторы-контролеры, это вообще за гранью. Бороться за европейскость совковыми методами, это ли не абсурд? Сразу вспоминаются судебные тройки… В общем, мы становимся заложниками очередной попытки «защитить» наш государственный язык от внешнего влияния, и в обязательном порядке распространить его влияние на все стороны жизни. Возникает вопрос. А стоит ли это делать сегодня?

Во-первых, использование украинского становится модным. Его учат даже в русскоговорящих регионах. Это своеобразный патриотический тренд. Особенно, для молодого поколения. Однако, следует учитывать географическую и региональную специфику страны и социально-культурный срез общества. Любая социология Вам продемонстрирует, что порядка 40% населения в быту общаются на русском. Хорошо это или плохо? Думаю, ни то, ни другое. Это просто факт, с которым нужно считаться. Стоит ли это искоренять? Уверен, что нет. Шкала патриотизма и самосознания никак не зависит от «мови спілкування». Следует ли развивать наш государственный в этих регионах? Безусловно, да. При этом, никак не ущемляя права «россійськомовних громадян». Необходимо издавать интересные книги, ставить современные театральные постановки, снимать добротное кино. Словом, создать основу для мягкого и эволюционного внедрения украинского в жизненное пространство русскоязычных граждан. И в течение 5-10 лет этот план станет вполне реализуем. При условии, если в государстве будет сформирована четкая, понятная и идеологически выверенная гуманитарная политика.

Во-вторых, предыдущий опыт демонстрирует, что ЛЮБАЯ попытка административно-государственного давления и насильственной украинизации всегда приводила к отторжению и социальному напряжению в обществе. Более того, политическая карта современной Украины так устроена, что именно «языковой вопрос» становится наиболее лакомой темой для политических сил разного спектра в борьбе за собственные электоральные достижения. Тем более, что почва двуязычия достаточно благодатна. А отсутствие государственных традиций и политической культуры становятся разрушающим фактором. Борясь за свой электоральный урожай, политики не задумываются над тем, что манипулируя эмоциями и сталкивая лбами разные социальные группы, они раскалывают единство страны и монолит общества.

Язык мой – враг мой?

В третьих, украинский патриотизм в исторических учебниках и сегодняшние патриотические настроения - это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Происходит трансформация самого понятия любви к своей стране. И украинский язык уже не является монопольным показателем этого патриотизма. А самоопределение украинского государства и формирование украинской политической нации уже не строится исключительно на догмах «завзятого украинства», как такового. Майдан и защита своей земли во время российской агрессии на Донбассе изменили приоритеты в определении украинского патриота. Наши воины, добровольцы и волонтеры разговаривают на двух языках, хотя и признают единственность украинского. Мне обязательно возразят, что мол, влияние российской культуры через языковой аспект разрушает нашу государственность. Не согласен с такой позицией.

Даже во времена Третьего Рейха немецкий язык не предавался анафеме в других странах, впрочем, как и немецкая литература. Сегодня русский язык не определяет «российскость», а русская литература не является вражеской. Наши гуманитарные связи настолько переплетены, что выкорчевывать их силовым способом губительно и недальновидно. Я всегда привожу пример Одессы. Да, Южная Пальмира русскоязычный, но украинский город. И жители Одессы в 2014 году доказали свой истинный украинский патриотизм. Да и вообще, язык не должен становится предметом вражды между людьми и фактором социальной напряженности.

И последнее. Это не первая попытка узурпировать право на украинский язык путем законодательных инициатив. Все предыдущие заканчивались, как правило, ничем. Указы, Декреты, запреты, контроль - все эти инструменты вызывают у значительной части населения стойкое неприятие. Таков наш менталитет. Генная память содержит очень многое… А потому, нынешняя попытка определенных политических групп отвлечь внимание граждан от настоящих проблем уже вызывает отчаянную дискуссию в обществе и радикализирует политический фон, что может привести к социальной напряженности. Вот это, как раз, и будет на руку нашим недоброжелателям. Но самое важное, что подобные методы демонстрируют не силу, но слабость и уязвимость украинского государства. Это «синдром малых народов» возвышать «свое», путем дискриминации и ограничения «чужого». Это ущербная государственная философия, построенная не на современных тенденциях открытого гуманитарного пространства и свободы выбора, а на местечковой зацикленности на собственных комплексах и псевдо патриотических установок.

Таким образом, украинский язык не должен играть разъединяющей роли. Украинский язык, как один из символов государственности, должен стать базой для формирования современной национальной идеи. Но он не должен становиться яблоком раздора и формировать негативное восприятие у определенной части украинского общества. Украинский, как единственный государственный, необходимо развивать и продвигать в гуманитарное пространство, но цивилизованно и поэтапно. Естественно и эволюционно. Чтобы ни один гражданин Украины никогда не задавал бы себе вопрос, язык мой – враг мой?

Дмитрий Спивак Дмитрий Спивак , Политик, общественный деятель
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram