Во-первых, никто не считается с партитурами, будь то Конституция или иной закон. Во-вторых, дирижеру абсолютно наплевать, что происходит в яме, поскольку ему доставляет удовольствие жестикуляция сама по себе. Видимо, эта физическая активность вырабатывает эндорфины и кроме того укрепляет верховный статус. Его авторская манера напомнила мне про некоего Александра Глазунова, угробившего премьеру Первой Симфонии Рахманинова в 1897 году. Молодой Рахманинов погрузился в трехлетнюю депрессию. Из которой мог вообще не выйти, навсегда оставшись пианистом. Вот так, из-за одного бездарного дирижера, мир мог лишиться великого композитора.
Что до музыкантов, то это явно не звездный состав. Виртуозов вы здесь не найдете. Играют они нехотя, скверно, каждый в свою дудку, кто в лес кто по дрова. Потому что, помимо оркестра у каждого из них есть "халтуры" на стороне. Рестораны, похороны или свадьбы - я не знаю. Но вот там - они действительно стараются. За деньги. За очень большие деньги. А оркестр - это так. Нужно приходить, отмечаться, чтобы не выгнали из филармонии. Париться не обязательно. И самое противное - мы все с вами платим из своего кармана за такой вот "перформанс".
Слушать это невозможно. Поначалу самые искушенные музыковеды пытались найти в этом потоке произвольных звуков параллели к диссонансам Шнитке, к джазовым импровизациям, но с каждым разом удавалось это все хуже. Пока всем и всякому не стало понятно - король гол. И свита тоже. Все, на что они способны - сплошная какафония. Нескончаемый коррупционный шум. С тем же успехом можно раздать инструменты стае макак (привет Крылову).
Единственный благодарный слушатель, услаждаемый сиим музыкальным поносом (перефразирую Гумилева: "духи ада любят слушать эти низменные звуки") - это старый чекист, припавший ухом к нашей замочной скважине.
Видимо, все складывается так, как в финале "Репетиции оркестра" Феллини. Дирижер уже превращается в фюрера и вскоре, посреди всеобщего бедлама, в проломанную стену влетит гигантский металлический шар демонтажной машины. Зал в этом смысле - само украинское государство. Мне вспомнилась адская улыбка в глазах Ганнибала Лектера, который съел флейтиста Балтиморского филармонического за то, что тот безбожно фальшивил. Думаю, в нашем Кабмине, по тем же причинам, он мог бы столоваться годами. Надеясь однажды поужинать и в доме с химерами.
На многое можно закрыть глаза. Многое можно простить. Не надо быть крейслерами, ванклайбернами и ростроповичами. Но если бы они хотя бы сделали вид, что стараются, мы бы невиданным усилием воли перестали морщиться, в надежде на лучшее.
Послушайте, как при грамотной аранжировке, то же "Кафе 1930" Пьяцоллы, обретая глубину звучания, превращается в удивительную вещь. И пусть вас не смущает личность дирижера. Таланту многое простительно. Он - Музыкант с большой буквы. А то, что подписал "Крымскую петицию" - пусть останется у него на совести. Это как разбивший вашу "Тойоту" сын-балбес, которого вы все равно любите (жив, и Слава Богу). Как сосед сволочь-сволочью, который все равно придет к вам за солью. И что, не дадите? Что нам остается, кроме мудрости Бородача наполовину - пусть не"понять", но хотя бы "простить".
Если бы доля, написанная Богом для Украины и донесенная до нас нашими великими предками, была талантливо аранжирована для оркестра, в котором каждый музыкант относился бы к своим обязанностям со старанием и душой, - то под управлением вдумчивого дирижера мы бы услышали совсем другую музыку.
Под которую всем нам не зазорно было бы и жить, и строить, и надеяться, и умирать.