В мае украинский Кабмин наконец-то представил проект пенсионной реформы. «Представил проект», конечно — это некоторое преувеличение, так как собственно проект, если он существует, видело лишь ограниченное число приближенных. Остальные, в том числе народные депутаты, довольствуются слайдами презентации. Тем не менее, суть предлагаемой реформы понять уже можно.
Справедливо будет сразу отметить смелость правительства — даже просто браться за пенсионную реформу и озвучивать проблемы Пенсионного фонда берётся далеко не каждый высокопоставленный чиновник. А проблемы определённо есть: в 2017 году ожидаемый дефицит ПФ — 150 млрд грн! Что составляет более 6% национального ВВП. Дефицит покрывают из госбюджета, обделяя другие бюджетные сферы. Продолжать «сливать» такие объемы государственных денег — популизм. И, к счастью, Кабмин от популизма хоть временами отходит.
Интересно было понаблюдать и за открытым оппонированием Кабмина Международному валютному фонду во время переговоров о пенсионной реформе. Впрочем, уже стало известно, что МВФ предложенным планом вроде бы недоволен — и посмотрим, как поведут себя политики и чиновники теперь. С другой стороны, отбиваясь от МВФ и популистов на словах, Кабмин на деле недалеко ушел от требований одних и других.
Один из главных таких вопиющих примеров попытки угодить всем — вопрос пенсионного возраста для украинцев. МВФ предлагал (а некоторые его менеджеры — требовали) пенсионный возраст увеличить. Эти меры по понятным причинам были очень критично приняты в Украине. Если бы на них пошли власть имущие, это грозило бы им серьезным социально-политическим недовольством.
Но глава Кабмина Владимир Гройсман на представлении плана реформы и впоследствии через СМИ многократно повторил: повышения пенсионного возраста в угоду МВФ не будет.
Что ж, классическая «не вся правда» вместо лжи.
Во-первых, конечно, напомним, что на ближайшие годы всё-таки намечено поэтапное повышение возраста выхода на пенсию для женщин. Сейчас — 58,5 лет, дойдёт до 60-ти, как у мужчин. Это — результат старых законопроектов, принятых еще до Гройсмана. Но факт остается фактом.
Во-вторых, в плане Гройсмана повышение пенсионного возраста... всё-таки есть. О чём несложно узнать, изучив ту же официальную презентацию или более детальные «раскладки» по грядущей реформе.
«Супротив воле МВФ» Кабмин предлагает сохранить 60-летний порог только лишь для тех, кто будет к этому возрасту иметь 35-летний стаж работы. В 63 года смогут выйти на пенсию люди с 25-35-летним трудовым стажем, с 65 лет — с 15-25-летним стажем.
Недостающий стаж можно будет «докупить»: если ранее речь шла о 700 грн за месяц, то сейчас — уже о более чем 1500 грн. 5 недостающих лет стажа обойдутся в 80 с лишним тысяч гривен.
При таких условиях выйти на пенсию в 60 лет (то есть заработать к этому возрасту 35 лет официального стажа) не так уж легко. Для этого нужно «всего лишь» после окончания вуза или другого учебного заведения без больших перерывов работать на официальной работе, получая «белую» зарплату. Сколько украинцев могут похвастать такими достижениями? Очень мало. Сколько из них смогут «купить» стаж? Единицы.
Таким образом правительство «наказывает» украинцев за десятилетия финансовых и экономических кризисов, острую нехватку рабочих мест. Кабмин делает вид, что подобных проблем в стране не было, игнорирует годы, когда наши граждане выживали любыми путями, работали неофициально, строили бизнес на выжженной земле, еще и умудрялись что-то инвестировать в страну и других людей. Теперь всем им просто укажут на цифру «65».
Очевидно, что, повышая пенсионный возраст таким хитрым способом, Кабмин всё-таки идёт на поводу у западных партнёров, берёт пример с высоких порогов выхода на пенсию. Но у «западных партнёров» граждане живут в среднем до 80 лет, а значит даже после позднего ухода на пенсию проживают полтора десятка лет. В Украине же, где средний возраст жизни едва достигает 68 лет, пенсионный возраст и ожидаемая продолжительность жизни будут двигаться навстречу друг другу. Пока не встретятся в одной точке.
План правительства на самом деле прост: искусственным путем удерживать баланс работающих и пенсионеров, таким образом увеличивая поступления и снижая расходы Пенсионного фонда.
Хотя дефицит фонда можно было бы ликвидировать и более приемлемым путём. Доходы ПФ складываются главным образом из отчислений, зависящих от фонда оплаты труда. Чем выше будут становиться зарплаты, тем выше будут отчисления. Достаточно вдвое увеличить украинские зарплаты — и доходы фонда вырастут вдвое. Для этого, конечно, нужны и титанические усилия: развить в стране сектор высоких технологий, либерализовать законодательство для легализации зарплат, привести в государство иностранных инвесторов... Гораздо проще по-«северокорейски» навесить содержание Пенсионного фонда даже на 60-летних стариков.