Президент Зеленский (или его представители) практически каждую неделю говорят о необходимости встречи с Путиным или тет-а-тет, или в «нормандском формате». Тем временем «четвёрка» собраться не может.
LB.ua специально не реагировал на статью Дмитрия Медведева, так как полагает, что нечего подыгрывать российской пропаганде, которая и так это растиражирует. Меж тем главный сигнал, который посредством этого текста Кремль передал Киеву, – звучит так: Путин не будет встречаться с украинским руководством до того момента, пока в Украине не появится пророссийская властная вертикаль.
Отсюда и сепаратные встречи лидеров «нормандской четвёрки». Переговоры встали – равно, как и во времена президентства Порошенко. Меркель и Макрону только и остаётся, что слушать, как лидеры Украины и России обвиняют друг друга в нарушении Минских договорённостей и парижского коммюнике. Дошло уже до того, что немцы и французы упрашивают Путина возобновить нормальные переговоры глав МИД «четвёрки». «Министры иностранных дел будут вести дело к проведению в этом формате встречи на своём уровне. Условлено также продолжить по соответствующим каналам изучение предпосылок к возможной организации в случае целесообразности и "нормандского" саммита"», – говорится на сайте Кремля.
Впрочем, существует конкретное отличие между идентичной ситуацией 2019-го и 2021 года. Она заключается в том, что за это время международная повестка значительно изменилась.
На фоне чего проходит обмен колкостями между Кремлём и Банковой? На фоне рабочего визита в Москву замгоссекретаря США Виктории Нуланд, которая приехала туда, как она сама выразилась, для конструирования «стабильных и предсказуемых отношений». Ради этого с Нуланд россияне сняли санкции; равно как и американцы избавили от штрафных мер ряд российских дипломатов.
Ключевая задача, с которой едет Нуланд, – возобновление регулярного диалога между Москвой и Вашингтоном в рамках так называемого украинского вопроса. В связи с чем американская чиновница будет встречаться с главным переговорщиком по Донбассу от Кремля – Дмитрием Козаком.
Но проходят и другие встречи – с заместителем главы МИД РФ Сергеем Рябковым и с помощником президента России Юрием Ушаковым. В ходе этих переговоров, скорее всего, поднимаются различные вопросы (и не только связанные с Украиной). Нужно обсудить ситуацию в Средней Азии, размещение на российских базах американских военных, сам по себе Китай и ситуацию в Юго-Восточной Азии, обстановку в ряде других регионов.
На самом деле, даже если отбросить все эти намерения США каким-то образом оторвать Россию от Китая, стоит констатировать следующее: Москва добилась того, чего она хотела – были возобновлены прямые переговоры с американцами относительно Украины. Подобное было во времена Суркова.
В Кремле полагают, что в Украине Россия воюет с Соединёнными Штатами, что только с американцами следует вести переговоры, а Зеленский – несамостоятельная фигура. Призыв вести прямой диалог по украинскому вопросу с Вашингтоном фактически был прописан между строк в условной статье Медведева.
Вопрос не стоит в том, есть ли коммуникация у Киева с Вашингтоном. С Викторией Нуланд говорят постоянно, поддерживая связь как на уровне украинского МИД, так и на уровне Банковой. Американские чиновники сообщают своим коллегам из Украины детали переговоров с российскими визави.
Проблема в ином – в качестве коммуникации. Украинская сторона уверена, что американцы делятся всей информацией, что Киев знает всё о том, что происходит на российско-американском треке. Но я бы не был в этом так уверен. Здесь можно вспомнить недавнюю ситуацию, когда американцы и немцы подписали рамочное соглашение о гарантиях «Северному потоку – 2» за спиной своих украинских коллег. Всё это происходило ради успокоения бизнеса ФРН и сближения с Москвой.
Очевидно, что США могут использовать украинский вопрос для того, чтобы получить от россиян какие-то уступки на важных для них направлениях. Здесь стоит отметить, что просьба о встрече Нуланд с российскими коллегами исходила непосредственно от американцев. Это была их инициатива.
Вот почему Киеву нужно аккуратнее относится к таким рабочим визитам американских дипломатов.