Украина будет требовать рассмотрения на Совете ICAO обнародованного Ираном отчета об авиакатастрофе самолета МАУ, а также возобновления и продолжения иранской стороной технического расследования этой трагедии.
Об этом заявил заместитель министра иностранных дел Евгений Енин, передает "Укринформ".
Он отметил, что предоставленный Ираном отчет не удовлетворяет Украину, а по результатам его обработки осталось очень много вопросов, в том числе относительно доброй воли Ирана проводить беспристрастное расследование. Поэтому Украина будет координировать усилия как с международными партнерами, так и использовать возможности различных международных площадок, чтобы добиться справедливости.
"Прежде всего, этот вопрос может быть рассмотрен на Совете ICAO. Во-вторых, мы, безусловно, будем требовать обновления и продолжения соответствующего технического расследования до того момента, пока мы не увидим соблюдение иранской стороной всех требований, которые предусматривает приложение 13 Чикагской конвенции (расследование авиационных происшествий, - ред.) и, безусловно, это повлияет на ход нашего межправительственного переговорного процесса", - сказал Енин.
По его словам, самое главное, что должен содержать этот отчет, - это четкое описание всей цепи действий и событий, которые предшествовали катастрофе.
"Мы этого не видим, зато сталкиваемся с простым предположением о якобы человеческой ошибке. Никакого подтверждения того, на каком основании сделан такой вывод, мы не получили. Достаточно безосновательной нам представляется ссылка иранской стороны на то, что ключевое доказательство, который должно подтвердить или опровергнуть сегодняшнюю версию иранской стороны, не сохранено. В частности, речь идет о записи в кабине оператора системы противовоздушной обороны. По заявлению иранской стороны, этот технический носитель, к сожалению, не сохранился", - констатировал замминистра.
Относительно имеющихся механизмов, с помощью которых можно побудить Иран продолжить техническое расследование крушения самолета МАУ, Енин заметил, что "есть рычаги политические как многосторонние, так и двусторонние".
Напомним, Иранский орган гражданской авиации обнародовал окончательный отчет о сбитии пассажирского самолета компании "Международные авиалинии Украины" в январе 2020 года. В нем говорится о том, что причиной решения сбить самолет была ошибка оператора противовоздушной обороны, определившего самолет как "вражеский объект". В МИД Украины заявили, что отчет Ирана - не что иное, как циничная попытка скрыть истинные причины сбития самолета.
22 декабря 2020 года Организация гражданской авиации Ирана обнародовала окончательный технический отчет о причинах катастрофы. Согласно отчету, самолет был поражен зенитной ракетой из-за человеческой ошибки.
Самолет Boeing 737-800NG авиакомпании "Международные авиалинии Украины" рейса PS752 из Тегерана в Киев был сбит вскоре после вылета из международного аэропорта столицы Ирана утром 8 января. Погибли все 176 человек, бывшие в самолете, - 167 пассажиров и 9 членов экипажа.
После нескольких дней отрицаний в Иране официально признали вину за сбитие украинского самолета из зенитно-ракетного комплекса противовоздушной обороны, которое назвали ошибочным, и взяли на себя ответственность. Позже Иран полностью признал свою вину за сбитие самолета.
30 июля прошлого года в Киеве с участием иранской делегации начались переговоры относительно компенсаций семьям погибших.