Беларусь редко попадает в мировые СМИ – да ещё так, чтоб и в России, и в Польше, и в США одновременно «взорвалось». Обычно подобное происходит только во время президентских выборов, когда в страну приезжают сотни журналистов ведущих мировых СМИ. Но в отличие от 2006 и 2010 годов, учитывая тишь да благодать последних «выборов», да ещё и их абсолютную предсказуемость – на следующих выборах думаю, многие редакции решат сэкономить на командировках сюда своих журналистов.
Уже несколько сезонов подряд это шоу правильнее называть не выборами президента Республики Беларусь, а выборами Александра Лукашенко. И, действительно, иногда кажется, что главная интрига будущего Беларуси – это, когда именно и какому именно из своих сыновей Лукашенко решит передать свою власть. Поэтому если что-то и способно придать этой теме хоть какой-то интерес, так это новости вроде той, что у Лукашенко, то ли инфаркт, то ли инсульт.
Но прошедшая неделя немного встряхнула наше «болото», да так что полетело по всему миру. Причём это информационное землетрясение, после которого трещинами пошли последние иллюзии о наличии в Беларуси независимых СМИ, произошло совершенно на пустом месте. Вот уж, действительно, ничто не предвещало беды.
18 сентября на встрече с президентом США Дональдом Трампом президент Польши Анджэй Дуда заявил о желании Польши разместить на своей территории военную базу США с постоянным контингентом, и что Польша готова заплатить за свою безопасность 2 млрд. долларов.
И надо ж было, что официальное фото со встречи, где подписывая какие-то бумаги, Трамп сидит, а Дуда стоит рядом, разместил у себя на странице «Facebook» белорус Иван Шило с комментарием: «Слева — президент Польши».
Иван Шило – известный белорусский молодежный активист, один из руководителей «Молодого Фронта». За это против ещё несовершеннолетнего Ивана в 2007 году было возбуждено уголовное дело по ст. 193 Уголовного кодекса «Деятельность от имени незарегистрированной организации». В итоге суд вынес подсудимому, учитывая его возраст, предупреждение. За свою оппозиционную деятельность Шило был задержан более 80 раз, в 2008 году его исключили из школы и не дали сдать выпускные экзамены в школе, а потом забрали в армию.
После акций протеста против фальсификации выборов он был задержан, отбыл административный арест и вынужден был уехать в Польшу. Там он продолжил образование по специально созданной для отчисленной из белорусских ВУЗов за оппозиционную деятельность молодёжи «программе Калиновского» (Калиновский – казнённый в 1863 году руководитель восстания в Беларуси против российской империи).
И все бы ничего, если бы сам Иван не являлся пиар-менеджером польского телевизионного канала «Белсат», транслирующего свои программы на Беларусь. Под этим постом появились комментарии и заместительницы директора Беаты Красицкой, и самого директора Агнешки Ромашевской. Молодому человеку напомнили, где он работает. А на замечания, о свободе слова, недопустимости цензуры и что на своей странице в ФБ он может размещать любую информацию, ему предложили… вернуться в Беларусь. Хозяева канала заявили Ивану, что у «Белсата» есть своя политика, которая запрещает сотрудникам поддерживать «кремлевский пропагандистский нарратив, направленный против Польши». В продолжение дискуссии Иван Шило… был уволен.
Абсурдность позиции руководства канала заключается в том, что это была абсолютно официальная фотография, которую опубликовали многие польские СМИ. Более того, в самой Польше фото, как и идея назвать военную базу «форт Трампа», стали предметом критики не только от рядовых граждан, но и от многих влиятельных политиков, включая бывшего президента Польши Бронислава Комаровского.
Однако оказалось, что то, что можно самим полякам, то нельзя белорусу, который даже не являлся лицом канала или журналистом, а был, по сути, техническим работником.
Эта новость мгновенно стала достоянием социальных сетей и белорусских независимых СМИ. Вечером о произошедшем с активистом рассказали государственные телеканалы, что бывает крайне редко. Естественно, расставив свои смысловые акценты о свободе слова на Западе и правах работников в мире капитализма. В течение нескольких следующих дней об увольнении Ивана Шило написали практически все польские и основным мировые СМИ: «Вашингтон Пост», «Ассошиэйтед Пресс» и другие. Смешно, но пиар-менеджер Иван Шило сделал так, что о канале узнал весь мир. Промолчали только… «независимые белорусские СМИ», чьи офисы находятся в Варшаве.
Естественно, не упустили такого случая пропагандисты «русского мира» – как раз те, против кого выступала директор «Белсата». В «Вестях недели» на РТР об этом увольнении сообщил один из главных российских пропагандистов Киселев. Естественно, об этом вопиющем случае написали и такие одиозные сайты как «Регнум»: «Теперь со всеми основаниями можно утверждать, что руководство этого польского телеканала имеет опосредованное отношение к журналистике. Об этом следует помнить, наблюдая за тем, как в Евросоюзе, прикрываясь журналистскими удостоверениями, ведут откровенную русофобскую пропаганду, оправдывают дискриминацию журналистов российских СМИ и лицемерно рассказывают о „европейских ценностях”... » и т.п.
Таким образом, необдуманный поступок руководства канала нанёс урон не только самому «Белсату», но и имеет резонанс в гораздо больших масштабах. Однако вместо извинения и восстановления работника на рабочем месте была выбрана наступательная политика, мол, Шило был плохим работником и вообще «редиской», его давно собирались уволить. Рискуя потерять хорошо оплачиваемую работу даже за «лайк» под не тем постом в социальных сетях, ни один журналист канала, который был одним из символов борьбы с диктатурой, за права человека и свободу слова, не проявил солидарность с уволенным коллегой.
«Белсат» (Belarusian Satellite) — польский спутниковый (Astra 4A) телеканал на белорусском и с недавнего времени русском языках, освещающий события в Беларуси. Он был создан 23 апреля 2007 года на основании договора МИД Польши и общественного польского телевидения TVP, которое получило из государственного бюджета около 4 млн. евро. С этого момент канал неоднократно получал миллионы евро на своё существование в основном от польского правительства, Европейской комиссии, а также от некоторых других европейских стран (Великобритания, Швеция и др.). Накануне 2018 года его дальнейшее существование стояло под вопросом из-за сокращения финансирования, что стало причиной общественных акций солидарности с телеканалом.
Символично, что «Белсат» начал свои трансляции 10 декабря 2007 года в Международный день прав человека. Телеканал работает на высоком европейском уровне и является для Беларуси уникальным явлением. Однако Белсат так и не получил официального разрешения на деятельность на территории нашей страны, не попал в стандартные пакеты телеканалов или в кабельные сети и доступен только обладателям «тарелок» или через интернет. «Белсат» неоднократно подвергался репрессиям, обыскам и конфискации техники на десятки тысяч евро. Журналисты неоднократно задерживались, наказывались «сутками» и штрафами (за 2017 год более 70 административных процессов и 25.000 $ штрафов).
Жителю Украины, которому доступно множество самых различных как государственных, так и частных, как украинских, так и иностранных телевизионных каналов сложно даже представить значение «Белсата» для Беларуси. Ведь это до сих пор единственный (!) телевизионный канал, который транслирует не официальную государственную белорусскую «политику партии»» и не российскую пропаганду. Во все стандартные пакеты по всей республике обязательно входят РТР, Первый канал, НТВ… Правда, их белорусская редакция, но, по сути, это всё тоже с добавкой белорусских новостей. Даже Euronews у нас в российской редакции. Обещанный ещё в 2014 году лично президентом Лукашенко лично президенту Украины Порошенко украинский телеканал так и не появился.
Абсурдность ситуации дополняет то, что после 2010 года, когда во время президентских выборов в Беларуси по российским каналам предоставляли эфир оппозиционным кандидатам и показали ряд направленных против Лукашенко передач и фильмов (например, на канале НТВ были показаны пять серий документального фильма-расследования«Крёстный батька», в котором Лукашенко напрямую обвинялся в пропаже своих политических оппонентов) даже российские каналы стали выходить после цензуры. Российский эфир просматривался редактором, и всё, опасное для режима Лукашенко, вырезалось. По этой причине российские новости выходили в Беларуси с часовой задержкой.
Что же касается всего потока антиукраинской пропаганды, то на территорию Беларуси он транслируется в своём первозданном виде.
В такой обстановке канал «Белсат» с его антилукашенковской позицией воспринимался белорусским зрителем как настоящий глоток воздуха. Однако недопустимость даже не критики, а лёгкой иронии по отношению к международной политике Польши и польскому президенту даже техническими сотрудниками канала на своих страницах в социальных сетях, показало во всей обнаженности, насколько этот канал является необъективным и зависимым от своего главного спонсора. Особенно опасно, что эта необъективность касается такого важного для будущего Беларуси, а возможно, и Украины, и всей Восточной Европы вопроса как создание в Польше американской военной базы.
Конечно, совершенно понятна позиция поляков, которые, имея не только исторические примеры нападения и уничтожения Россией Польши, но и современные примеры российской агрессии против Грузии и Украины, хотят обезопасить себя. Но нельзя не понимать, что подобная политика Польши приведет к ответному шагу Путина. Скорее всего, им станет размещение российских баз в Беларуси и полный контроль над нашей страной российской армии. После недавней встречи с Путиным Лукашенко уже заявил о необходимости усиления охраны белорусско-украинской границы, через которую якобы целым потоком идёт в Беларусь оружие.
История с увольнением Ивана Шило показывает, что для информационной безопасности Беларуси нам нужен, как минимум, ещё один источник информации. Ещё одна точка зрения. Не официальный Минск. Не Москва. Не Варшава. Нам нужен украинский телевизионный канал, разговоры о котором идут уже несколько лет.
Как известно, вопрос о запуске вещания в Беларуси украинского телеканала не может разрешиться уже почти 4 года. По мнению политическего аналитика Александра Класковского, это одновременно и вызвало бы раздражение в Кремле, и расширило неподконтрольный белорусским властям сектор в медиапространстве. При этом речь шла о запуске даже не информационного телеканала, а совершенно нейтрального, развлекательно-образовательного.
“Белорусские власти явно не заинтересованы в том, чтобы телеканал появился, - считает Класковский, - Был визит (Порошенко в Минск в 2014 году - прим. И.И.), была некая эйфория, а потом чиновники посмотрели и поняли, что этот шаг не соответствует информационной политике в понимании белорусского государства - согласно которой нужно ограничивать любой независимый контент. А пусти украинский канал - там очевидно будут звучать вещи, которые нежелательны белорусским властям”.