Дональд Трампа и Ким Чен Ын во время встречи в Сингапуре, 12 июня, 2018.
Корейский вопрос: наблюдаем с осторожным оптимизмом
Анализ развития ситуации вокруг Пхеньяна складывается таким образом, что медленно, но уверенно проходит переговорный процесс по стабилизации ситуации в регионе и денуклеаризации Корейского полуострова.
Основными признаками на сегодняшний день является подписание Пханмунджомской декларации и проведения саммита в Сингапуре. Напомним, что 27 апреля в поселке Пханмунджом на территории демилитаризованной зоны состоялась встреча лидера КНДР Ким Чен Ына и президента Республики Корея Мун Чжэ Ина. Мировые СМИ назвали встречу исторической, ведь по ее результатам было подписано Пханмунджомскую Декларацию, конечной целью которой должна стать полная денуклеризация Корейского полуострова.
Для нормализации и развития отношений и воссоединения стран предполагается активизировать контакты в экономической, политической и военной сфере. Этому будут способствовать ряд совместных мероприятий, визитов, обменов и на высшем и местном уровнях.
Вторым блоком в декларации определены ослабление военного противостояния и устранения угрозы войны на Корейском полуострове. Для этого предусмотрено преобразование демилитаризованной зоны, которая фактически разделяет два государства, на "мирную зону". Для этого будут пресекаться враждебные действия по отношению друг к другу.
Третьей частью предусмотрено преобразование ныне действующего договора о прекращении огня с 1953 года на постоянный мирный договор. Для этого будут продолжаться переговоры в трехстороннем (Северная и Южная Кореи и США) или четырехстороннем формате (Северная, Южная Корея, США и Китай).
Говоря о встрече Ким Чен Ына и Дональда Трампа во время саммита в Сингапуре в июне 2018 года, важным признаком «осторожного оптимизма» является подписание итоговой декларации, в которой КНДР взяла на себя обязательства по денуклеаризации в обмен на улучшение отношений и гарантий безопасности со стороны США. В свою очередь, в качестве уступки, американский президент обещал остановить совместные с Южной Кореей военные учения, которые всегда воспринимались Пхеньяном как отработка наступательных операций.
Последние события показывают прогресс не только декларативно, но и практично. На международной арене КНДР делает шаги для преобразования из страны-аутсайдера в полноценного субъекта международных отношений. Сейчас активизируются политические и экономические отношения, ведутся переговоры для восстановления автомобильного и железнодорожного сообщения между Кореями. Гуманитарный "коридор" должен быть заложен через так называемого «воссоединение разделенных семей», процесс уже анонсирован на август этого года.
Есть также прогресс в военной сфере: кроме двух уничтоженных полигонов (Пхунгери и Ихара), ведутся переговоры по ликвидации третьего - Сохе в провинции Пхёнан-Пукто на западе страны. Важность полигона Сохе заключается в том, что он предназначен для испытаний жидкотопливных ракетных двигателей для баллистических ракет большой дальности. По данным экспертов, именно там была создана межконтинентальная ракета Hwasong-15, которая может долететь до берегов США. И в передаче двигателей для которой обвиняли Украину.
Токио, Пекин, Москва: третий лишний
Анализируя влияние других игроков региона, стоит отметить, что устойчивый интерес в разоружении страны Чучхе имеет прежде всего Япония, нормативные документы которой всегда ставили ядерный шантаж Пхеньяна на первое место среди угроз национальной безопасности. Поэтому официальный Токио положительно отнесся к переговорному процессу.
В то же время интерес Японии к КНДР не ограничиваются вопросом денуклеризации. Задачей номер один для Токио является возвращение похищенных спецслужбами КНДР граждан Японии в 1977-1983 гг (по разным данным до 80 человек), которые были захвачены с целью обучения японскому языку сотрудников спецслужб КНДР. И премьер-министр Японии Синдзо Абэ пока включает все имеющиеся механизмы (в том числе, ведет диалог с Дональном Трампом), чтобы внести этот вопрос в переговорный процесс.
Если говорить о китайском факторе, то он безусловно имеет колоссальное значение. Пекин имеет очень большое влияние на Пхеньян: именно после встречи Ким Чен Ына с лидером КНР Си Цзиньпином начался процесс переговоров. В течение последних трех месяцев лидеры этих стран встречались трижды, что говорит о четкой координации между ними. Здесь большое значение имеют, прежде всего, исторические, экономические и политические факторы. Отношения этих двух стран Мао Цзэдун когда-то назвал "близкими как губы и зубы", подчеркнув таким утверждением не только близость, но и взаимозависимость двух стран.
С другой стороны совершенно очевидно, что Россию вообще исключили из переговорного процесса, хотя она всегда позиционировала себя как миротворец в регионе и как игрок, без которого невозможно достичь мира и денуклеризации. Именно Россия продвигала стратегию «двойной заморозки», согласно которой США должны прекратить военные маневры с армией Сеула и развертывание ПРО в Южной Корее и Японии. В то время как Пхеньян в обмен на это должен положить конец пускам ракет и ядерным испытанием. Теперь же Москва отсутствует в переговорном процессе (напомним, что диалог ведется в трехстороннем или четырехстороннем формате), хотя всеми силами пытается туда снова попасть.
Украинский интерес в северокорейском вопросе
Начало переговорного процесса между лидерами КНДР, Республики Кореи, США и КНР по денуклераризации Корейского полуострова создает уникальный шанс и для Украины – чтобы положить конец расследованию предыдущих «ракетных обвинений» Киева. Такие обвинения регулярно появлялись в СМИ, но никогда не получали практического подтверждения.
Последнее из таких произошло в августе 2017, когда в газете «The New York Times» появилась статья с обвинениями Украины в передаче КНДР ракетных технологий. Расследование Центра исследований армии, конверсии и разоружения (ЦИАКР) продемонстрировало, что данная статья носила провокационный характер информационной атаки. Во-первых, чтобы скрыть возможные поставки ракетных двигателей из РФ. Во-вторых, чтобы сорвать поставки летального оружия из США в Украину в частности и ухудшить украинские-американские отношения в целом. И в-третьих, чтобы нанести существенный удар по международному имиджу Украины в контексте создаваемой Киевом мировой антироссийской коалиции.
Правительство Украины, СНБО, а также «Южмаш» категорически отрицали возможность поставок ракетных двигателей Пхеньяну. Позже, по результатам расследования, которое проводилось под председательством секретаря СНБО, было установлено, что данная статья была элементом информационного прикрытия и отвлечения внимания мирового сообщества от предполагаемого участия РФ в реализации северокорейских ракетных программ.
И вот в случае подписания упомянутой выше Дорожной карты и начала практических шагов по ее реализации, международному сообществу будет предоставлен доступ к проверке и ликвидации ядерных объектов КНДР. В том числе и ракетных систем. Поэтому сейчас для Киева наступает возможность не только защищаться от обвинений, но и проводить активные действия.
Какие действия должен сделать Киев
Именно Россия могла передать ракетные двигатели и технологии, которые дали существенный толчок ядерной программе КНДР. Поэтому ЦИАКР считает, что Москва, безусловно, будет заинтересована в сокрытии своего участия в передаче ракетных технологий Пхеньяну. И будет пытаться всеми возможными способами уничтожить доказательства своей причастности к ракетной программе КНДР, в том числе по линии специальных служб. Положительным для Киева является отсутствие РФ в переговорном процессе, что дает шанс на то, что Кремлю все же не удастся получить доступ к ракетам и уничтожить доказательства передачи ракетных технологий.
В связи с этим, ЦИАКР предлагает правительству Украины и СНБО инициировать процесс привлечения украинских представителей в международную группу по денуклеризации Корейского полуострова для получения фактических материалов в рамках проведения расследования обвинений Украины в передаче ракетных технологий.
Включение украинских представителей (специалистов СНБО, Администрации Президента, МИД, МО, спецслужб, КБ «Южное», завода «Южмаш») в международную группу по денуклеризации Корейского полуострова позволит:
Во-первых, обеспечить объективное расследование происхождения ракетных двигателей северокорейских баллистических ракет и окончательного опровергнуть участие Украины и украинских предприятий в их изготовлении.
Во-вторых, установить реальных поставщиков ракетных технологий КНДР с нарушением международных режимов нераспространения и наказать их в соответствии с существующими нормами международного права.
В-третьих, добиться опровержения обвинений Украины в нелегальных поставках ракетных технологий КНДР и поставить точку в очередном «оружейном скандале», который уже нанес ущерб имиджу Украины.
В-четвертых, предотвратить использование «ракетного дела» в будущих информационных операциях против Украины.
Официальному Киеву следует безотлагательно осуществить активные и комплексные меры по организации международного независимого расследования, выведя на «чистую воду» настоящих спонсоров ракетной программы КНДР.