ГлавнаяМир

Евроинтеграция Сербии и шанс для Украины

Премьеры Румынии, Болгарии, Греции, Бельгии... За прошлый месяц президент Сербии Вучич встретился с лидерами чуть ли не каждой европейской страны. Дважды летал на встрече к Ангеле Меркель, а Федерика Могеррини и Дональд Туск лично наведались к нему. И хотя такая оживленная активность может быть похожей на прогресс в евроинтеграции Сербии, не следует спешить с выводами.

Фото: EPA/UPG

Александр Вучич признался, что 90% всех этих переговоров посвященные решению проблемы Косово, которая, напомним, является основным препятствием на пути Сербии в ЕС. Но готова ли Сербия устранить это препятствие?

Вучич неоднократно заявлял, что для него Иосиф Броз Тито, который проводил политику балансирования между Западом и Востоком, является образцом государственного деятеля. И хотя политику Вучича «и Россия, и ЕС» чаще называют политикой сидения на двух стульях, отступать от нее он похоже не собирается. 

Так, ряд встреч с западными лидерами он тут же сбалансировал приемом главы службы внешней разведки РФ Сергея Нарышкина, на которой – в разгар шпионского скандала со Скрипалем и массовой высылке российских дипломатов, договорился об углублении сотрудничества российской и сербской разведки. А также 8-9 мая Вучич планирует встретиться с Путиным лично.

Реакции на теплый прием Нарышкина, находящегося под санкциями, от Европы не было – там, очевидно, терпеливо ожидают рассмотрения пункта 31 Соглашения о вступительных переговорах с Сербией, касающихся согласования внешней политики Сербии и ЕС.

В Евросоюзе еще делают вид, что верят в преданность Сербии идеи евроинтеграции - ведь ему и самому пока это выгодно. Феномен, когда ЕС закрывает глаза на пренебрежение европейскими ценностями, сотрудничая с авторитарными лидерами, которые, однако, прислушиваются к ЕС, западные эксперты уже окрестили «стабиликратией». Стабильность и безопасность в условиях глобального терроризма и других угроз, с которыми сталкивается ЕС, заняло высокое место в системе европейских ценностей. 

Так, сербские лидеры не скрывают удовлетворения, когда тот или иной еврочиновник наделяет Сербию льстивым титулом «фактор стабильности на Балканах». А чтобы соответствовать этому высокому званию местные правители нередко прибегают к искусственному подогреванию старых конфликтов – чтобы потом демонстративно (и, конечно же, за вознаграждение или уступки ЕС), их потушить.

Фото: EPA/UPG

Впрочем, в последнее время игры со спичками зашли слишком далеко и угрожают выйти из-под контроля. Так, ситуация на севере Косово - сначала с убийством лидера косовских сербов Оливера Ивановича, а затем и с арестом сербского чиновника Марка Джурича (которые удивительным образом совпадали с возобновлением переговоров в Брюсселе, или с началом имплементации оговоренного и конечно же срывали его), были в шаге от масштабных столкновений...

Радикализация свидетельствует о том, что нынешняя сербская власть готова «балансировать» до последнего. Хотя этот баланс и не означает благосостояние для сербских граждан (как во времена Броз Тито), для сербских властей, которые следуют настроениям электората, это означает долгую политическую жизнь. Ведь по данным социсследований соотношение тех, кто стремится в ЕС и тех, кто предпочитает тесным отношениям с Россией уже годами составляет 50/50, плюс-минус несколько процентов. К тому же власть получила добро на замораживание переговоров с Косово от самого общества.

Дело в том, что большинство участников так называемого внутреннего диалога по Косово, инициированного президентом, высказалось за статус кво. Сербская элита (по крайней мере, та ее часть, которая была приглашена к участию в диалоге) считает, что стоит подождать лучших времен для решения косовского вопроса. Однако это автоматически означает отложение «до лучших времен» вступления в ЕС.

Сам президент свое видение решения проблемы еще не озвучил. Переговоры при посредничестве ЕС отложены на неопределенный срок, пока Приштина не выполнит свою часть обязательств и не создаст Объединение Сербских муниципалитетов.

Фото: pravdanews.info

А дальнейший европейский путь региона будет очерчен уже 17 мая в Софии, где состоится саммит ЕС-Западные Балканы, который еще задолго до начала столкнулся с рядом организационных проблем. Из-за участия Косово Испания и еще несколько стран, которые не признают независимости самопровозглашенной республики, сначала намеревались бойкотировать саммит, а впоследствии таки решили принять в нем участие, но отказавшись подписывать декларацию, если в ней будет стоять подпись представителей Приштины. Белград до последнего колебался как быть в такой ситуации и до сих пор не определился, кого из своих представителей послать в Болгарию.

Проблемы с организацией саммита на самом деле хорошо иллюстрируют непростую ситуацию с интеграцией региона в ЕС. А заявление президента Франции Эммануэля Макрона о том, что прежде чем открывать дверь Западным Балканам, Европейскому Союзу нужно навести порядок дома, лишь подтверждает догадки, что Европа устала интегрировать проблемный регион, который и сам не уверен, хочет ли он этого.

И тут появляется потенциальный шанс для Украины, которой может и много чего не хватает для полноценного членства в престижном клубе цивилизованных стран. Но уж точно не желания.

​Ірина Джамич​Ірина Джамич, Журналіст
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram