Десятки СМИ Украины, освещая открытие мемориальной доски, сообщали однотипную информацию:
"Якерсон Семен Самійлович (30 листопада 1897 - 1944) - сотник Армії УНР. Єврей за походженням, уродженець Вінниці. В українській армії був добровольцем з травня 1918 р., служив у низці інших військових підрозділів: Одеська гайдамацька бригада, Перший дієвий полк імені Винниченка, Третя Залізна дивізія, Гарматний курінь Першої кулеметної дивізії. Учасник численних боїв з білими та червоними. Двічі ранений в боях. На еміграції мешкав у Чехословаччині. Вбитий нацистами у Празькому гетто".
Также было известно, что в конце 1920-х годов Якерсон закончил гидротехнический отдел Украинской хозяйственной академии в Подебрадах, и работал инженером в Праге.
Фамилия Якерсон происходит от еврейского мужского имени Якир, которое означает "дорогой, милый", а окончание "сон" на идише означает сына. Таким образом, Якерсон переводится как "сын Якира".
Начиная свое мини-расследование неизвестных страниц жизни украинского офицера-еврея, я обратился за помощью к Ирине Флейшмановой – активистке еврейской общины Праги. Она помогла мне собрать важную информацию в чешских архивах.
Так были найдены три внучки Семена Якерсона – одна из них проживает в Чехии, остальные – в Швеции и в США (Калифорния). Живущая в Чехии внучка рассказала о своем отце Иржи (Jiří) Якерсоне – сыне Семена, а также поделилась теми отрывочными сведениями, которые Иржи неохотно сообщал о своем отце.
Оказалось, что после окончания Украинской академии в Подебрадах Семен Якерсон работал инженером по возведению мостов. Знание украинского языка помогло Семену в трудоустройстве: компания Lanna направила его работать в Закарпатье ("Подкарпатская Русь"), которое тогда было в составе Чехословакии.
Перед отъездом в Закарпатье в 1930 году, Семен Якерсон женился в Праге на девушке по имени Анна. Их потомки даже не знают, была ли она чешка или украинка по происхождению.
В 1934 году у пары родился сын Иржи, который в будущем тоже станет гражданским инженером. Семен Якерсон проектировал и строил дороги и мосты в Ужгороде, Рахове и возле украинского села Квасы – курорта с минеральными водами.
В 1938 году, после распада Чехословакии и венгерской оккупации Закарпатья, семья Якерсон вернулась в Прагу. Там их настигла Вторая Мировая война и немецкая оккупация.
Единственной жертвой Холокоста в семье Якерсонов стала мама Семена – Елизавета (Лия). Иржи вспоминал: в 1943 году он пришел из школы и увидел, что люди в длинных черных пальто Гестапо засовывают его бабушку в машину.
Бабушка исчезла без следа. Её имени нет ни в архиве гетто Терезин, ни в списках заключенных тюрьмы Гестапо. Но известно, что все узники гестапо в Праге были депортированы в лагерь смерти Аушвиц для уничтожения.
Точно такие же архивные загадки касались судьбы Семена Якерсона. Его имя не фигурировало нигде – ни в немецких документах и списках на депортацию, ни в чешском "Регистре умерших по городу Прага за 1940-1949 годы".
Оказалось, что нееврейская жена защитила Семена от гибели. Смешанные пары по немецким правилам могли оставаться временно жить в своих домах. В 1941-1943 годах только еврейские семьи были сконцентрированы в гетто Терезин возле Праги. К ноябрю 1944 года это гетто практически опустело: все евреи были депортированы для уничтожения в Аушвиц и другие лагеря смерти.
Зимой 1944/1945 годов нацисты начали вывозить из Праги в Терезин евреев из смешанных семей, а их нееврейских супругов отправляли в трудовые лагеря. Огромное давление оказывалось для развода таких супругов.
Анна проявила героизм и спрятала своего мужа. Они вместе остались в Праге и дождались освобождения в мае 1945 года.
После войны Семен Якерсон снова работал гражданским инженером. С августа 1945 они жили в районе Vinohrady (сейчас Praha II) на улице Manesova 1649/86.
В пражском списке постоянного проживания граждан (Přihláška trvalého pobytu občana) указана дата смерти Семена Якерсона – 27 марта 1951 года. Он скончался в больнице в возрасте 53 лет, после сердечного удара. Его тело было кремировано и захоронено на кладбище Strašnice в Праге.
Отметим, что Семен Якерсон, который спасся от преследования нацистов, мог стать жертвой преследований со стороны коммунистов. За пару месяцев до его смерти начались аресты людей, которые в 1948-1949 годах по приказу Сталина отправляли оружие и самолеты из Чехословакии в Израиль. В ноябре 1951 года были арестованы лидер коммунистов этой страны Рудольф Сланский (еврей) и десяток других крупных функционеров правительства еврейского происхождения.
Антисемитская кампания 1951-1952 годов против "космополитов и сионистов", дирижируемая из Москвы, закончилась расстрелами и тюремными сроками. Пресса была наполнена статьями против "евреев – предателей Чехословакии". Возможно, Семен чувствовал атмосферу начала этой антиеврейской травли, и это вызвало инфаркт.
Кроме того, его сердце могло не выдержать раскаяния и скорби о погибшей маме, которую Семен не смог спасти.
Я предполагаю, что именно забота о маме является разгадкой тотального молчания Семена Якерсона в 1926-1927 годах во время судебного процесса над Шолом Шварцбардом - убийцей Симона Петлюры.
Это убийство и судебный процесс вызвали бурю и горячие обсуждения в еврейских и украинских кругах. Украинская диаспора, внутри которой Якерсон находился во время учебы в Украинской академии, могла попросить Семена выступить на процессе. Но он не сделал никаких заявлений – ни в поддержку Петлюры, ни против него.
Его мама Елизавета оставалась в Виннице. Фактически, она была заложницей в руках большевиков. Вероятно, Якерсон выбрал молчание, чтобы не подвергать мать опасности. Мама была выпущена из СССР в Чехословакию к сыну только в 1928 году.
Когда Анна умерла в 1978 году, она была похоронена рядом с прахом мужа. После смерти их сына Иржи в 1995 году никто не позаботился о продлении оплаты могилы его родителей на следующие 10 лет. Поэтому урны с прахом Семена и Анны Якерсон были перенесены в общую могилу, а их место на кладбище было продано другим людям.
Краткие итоги это расследования следующие:
- Семен Якерсон был не только украинским офицером, но и внёс вклад в развитие инфраструктуры украинского Закарпатья.
- Еврейско-украинский герой Семен Якерсон выжил в период Холокоста, он не был в гетто и умер в 1951 году. Поэтому информацию на мемориальной доске в Виннице нужно поменять.
- Имя его матери Елизаветы Якерсон, уроженки Винницы, нужно внести в базу данных жертв Холокоста в израильском институте "Яд Вашем".