ГлавнаяМир

Порванные сети. Как Facebook и Twitter используются для распространения ненависти

Атаки на страны через соцсети вполне стоит приравнивать к современному виду терроризма, информационному. Который в самой РФ называется "информационное обеспечение боевых действий" и официально является частью военной доктрины.

Фото: ru-an.infо

В феврале 2017 года министр обороны России Сергей Шойгу публично объявил, что в РФ созданы «войска информационных операций», которые, по его словам, «гораздо эффективнее и сильнее всего того, что раньше мы создавали в направлении, которое называлось контрпропагандой». События последнего года, в частности, как минимум, избрание в США отличившегося в предвыборный период пророссийскими заявлениями, Дональда Трампа и референдум о выходе Великобритании из Европейского союза (Brexit) на фоне соответствующих расследований в данных странах указывают на действительно эффективную работу этих «войск». И, как в любой войне, гибридные действия агрессора нуждаются в адекватном ответе стран, как уже подвергшихся атакам, так и потенциальных жертв.

Страсть государства российского к присвоению чужого давно известна. Как и то, что за неимением своего россияне активно используют в своих интересах чужие изобретения и цивилизационные достижения. Так, используя демократию, к власти в РФ пришел Владимир Путин, ставший по-сути диктатором. Затем россияне взяли на вооружение социальные сети, изначально призванные сближать посредством общения граждан по всему миру - но для разобщения Запада. Люди, для которых «у России нет границ», активно сеют рознь среди пользователей популярных Twitter и Facebook, влияя через них на судьбы целых стран.

У Brexitнаш в Twitter – десятки тысяч сторонников

1 ноября Британская избирательная комиссия начала расследование по делу о финансировании кампании за выход из ЕС на фоне опасений относительно возможного российского вмешательства в демократические процессы.

Несколькими днями позже газета «The Times» со ссылкой на данные ученых университетов Сванси и Калифорнии сообщила о том, что российские аккаунты в Twitter разместили почти 45 тысяч сообщений о Brexit в течение 48 часов 23 и 24 июня прошлого года, пытаясь посеять раздор во время голосования по Brexit.

Фото: EPA/UPG

По данным издания, более 150 тысяч аккаунтов, которые базируются в России и ранее в своих сообщениях ограничивались такими темами, как кризис в Украине, обратили внимание на Brexit в дни, предшествовавшие прошлогоднему голосованию.

Пик российской активности пришелся на 23 июня (день референдума) и 24 июня (когда был объявлен результат). Если до 13 июня меньше 1000 постов из российских учетных записей касались Brexit, то 24 июня этот показатель достиг 39 тысячи постов.

При этом значительная часть этих сообщений размещалась ботами. Анализ показывает, что такие твиты просматривали сотни миллионов раз. Большинство твитов, которые исследовали ученые, подталкивали людей голосовать за выход из ЕС. Правда, были и такие, которые были за сохранение Британии в ЕС. Но исключения, как известно, только подтверждают правило.

Троли в Facebook − за Трампа

В тот же день, когда Британия объявила о начале расследования относительно помощников Brexit, 1 ноября, представители компании Facebook Inc., которой принадлежит сервис Instagram, объявили о "российском следе" в этих соцсетях. Согласно выводам юристов Fakebook, пропагандистский контент размещался в преддверии выборов президента США.

Согласно выводам экспертов, около 20 млн граждан США могли видеть контент, размещавшийся в этот период в приложении Instagram лицами, действовавшими в интересах российского государства.

Очередь в избирательный участок в день выборов президента США
Фото: EPA/UPG
Очередь в избирательный участок в день выборов президента США

Юристы Twitter Inc., Google Inc. и Facebook Inc дали показания в сенатском комитете по делам разведки в связи с расследованием возможного вмешательства Москвы в американскую избирательную кампанию. В частности, вице-президент и юрисконсульт Facebook Колин Стретч уточнил тогда, что на начало октября 2016 года общее число американцев, которые могли в Instagram увидеть соответствующий контент, достигало 16 млн. В большинстве случаев он представляла собой продукт целевого маркетинга.

Ранее стало известно, что, по данным представителей социальной сети, некая группа российских пользователей опубликовала более 80 тысяч записей на политические темы в течение двух лет во время и после президентских выборов в США 2016 года. Потенциальная группа охвата составила 126 миллионов человек.

Компания Facebook Inc. сообщила также, что только в октябре 2016 года деактивировала почти 6 миллионов фейковых учетных записей. Известно, что объявления были опубликованы с июня 2015 года по август 2017-го. Большинство постов касались вызывающих споры вопросов, таких как межрасовые отношения в США.

По словам юриста Facebook Колина Стретча, 80 тыс. публикаций - это крайне малая доля всего контента Facebook, однако их размещение нарушило правила пользования соцсетью. "Эти действия противоречат миссии Facebook по созданию сообщества и всему, за что мы выступаем. Мы намереы сделать все, что можем, чтобы противодействовать этой новой угрозе", - говорится в заявлении Стретча.

Колин Стретч выступает в Конгрессе с докладом по активности российских аккаунтов во время избирательной кампании США, 31 октября
2017.
Фото: wbir.com
Колин Стретч выступает в Конгрессе с докладом по активности российских аккаунтов во время избирательной кампании США, 31 октября 2017.

Twitter, согласно предоставленной Конгрессу информации, обнаружил 2752 связанных с Россией аккаунтов, которые, возможно, пытались повлиять на исход американсих выборов. Twitter заявил, что заблокировал все эти страницы и передал информацию о них Конгрессу, сообщив общественности, что не вся информация может быть оглашена.

«Это постоянный процесс, и мы будем продолжать сотрудничать со следователями. Из-за характера этих запросов мы не всегда можем публично делиться тем, что мы обсуждаем со следователями. И всегда найдутся инструменты или методы, о которых мы не можем говорить, потому что это поможет только тем, кто может обойти их», − заявили в Twitter.

Впрочем на данный момент уже известно, что закрытые аккаунты, по данным сервиса микроблогов, связаны с принадлежащем повару Путина Евгению Пригожину российским "Агентством интернет-исследований" (также известным как "фабрика троллей"). Это название уже достаточное количество времени ассоциируется со словом «фейк».

Ольгино инициирует протесты в США. Тема − неважна

Показательно, что расследованиям официальных органов Британии и США предшествовали соответствующие сообщения мировых СМИ. Так, еще в середине октября появилась информация о том, что через сообщества петербургской "фабрики троллей" в США были организованы около 40 митингов и протестных акций в 2016-2017 годах. Что интересно, об этом говорится во внутренней статистике "фабрики", имеющейся в распоряжении РБК

Из нее следует, что за последние два года в США прошло около десяти мероприятий под эгидой движения BlackMattersUS (название отсылает к движению, выступающему за права темнокожих, Black Live Matter, но не имеет с ним ничего общего), сообщил собеседник РБК, знакомый с деятельностью "фабрики". Сотрудник "фабрики" и экс-работник "американского отдела" заявили, что участники акций не знали, что их организуют "тролли". Информация о части акций ранее попадала в расследования англоязычных СМИ. В августе прошлого года движение Being Patriotic через Facebook пригласило на акцию в поддержку президента США Дональда Трампа жителей 17 городов Флориды, сообщало The Daily Beast.

Митинг в городе Шарлотт, штат Северная Каролина, 19 ноября 2016
Фото: charlotteobserver.com
Митинг в городе Шарлотт, штат Северная Каролина, 19 ноября 2016

Ежемесячно "фабрика" тратила около 200 тыс. рублей (около $3500) на оплату работы местных организаторов акций, перелеты, расходы на полиграфию и технику. За два года агентство могло потратить пять миллионов рублей.

На продвижение в соцсетях агентство тратило около 260 тыс. рублей каждый месяц. Около половины бюджета уходило на публикации о расовых проблемах, меньшая часть тратилась на политические сообщения. С июня 2015 года по май 2017 года "фабрика" потратила не менее $100 тыс. на продвижение около 3,3 тыс. политических объявлений, нацеленных на американских избирателей.

Источники РБК уверяют, что "американский отдел" возглавляет 27-летний уроженец Азербайджана Джейхун Асланов. Он отрицает эту информацию. При этом у издания имеется сообщение из telegram-чата от имени Асланова, в котором говорится о промежуточных итогах работы "фабрики троллей" в США. Асланов приехал в Петербург в конце 2000-х из Иркутской области, чтобы учиться на экономическом факультете Гидрометеорологического университета. В 2009 году он поехал в США, а в 2011 году побывал в Лондоне. Как сообщает РБК, ему на данный момент принадлежат две фирмы, специализирующиеся на рекламе и работе в интернете. Одна из них - "Азимут" занимается раскруткой аккаунтов в соцсетях, уточнил сам Асланов.

При этом еще в сентябре Facebook сообщила, что связанные с Россией пользователи купили 3000 политических объявлений в США в 2015 и 2016 году. По информации соцсети, около 10 млн человек в США видели рекламные объявления. Социальная сеть передала Конгрессу США текст этих объявлений. Их точное содержание остается неизвестным, однако в Facebook уточнили, что большинство из них касались острых социальных и политических тем, включая права ЛГБТ, расовые вопросы и права на оружие. В общем, обо всем, что может расколоть общество.

Обыкновенный информационный терроризм

Указанные выше атаки на страны через соцсети вполне стоит приравнивать к информационным операциям агрессивной направленности. То есть – к нападению. А поскольку это нападение осуществляется скрытно - то это современный вид терроризма. Информационного. Который в самой РФ называется "информационное обеспечение боевых действий". И официально является частью военной доктрины.

Фото: minval.az

Бороться с этим злом (использование соцсетей Facebook, Twitter и других) для вмешательства России во внутреннюю жизнь других государств можно. Например, путем строгой персональной идентификации личности в соцсети. Что, разумеется, вызовет обвинения в ограничении свобод.

Полностью же прекратить информационные диверсии возможно только лишив эти организованные группы российских хакеров (государственных - ФСБ, ГРУ или якобы частных контор - типа агентства троллей повара Путина Пригожина) финансирования. Поскольку бороться стоит не с каждой щупальцой гидры отдельно (взамен отрубленных вырастают новые), а с ее головой.

А как бороться с террористами и странами, которые этот терроризм поддерживают, в мире опыт соответствующий уже есть.

**

Опубліковано в рамках спецпроекту “Вільний Інтернет”від редакції LB.ua та ГО “Інтерньюз-Україна”, в рамках проекту “Інтернет-Свобода” на кошти уряду Королівства Нідерланди.

Вадим ДовнарВадим Довнар, журналист
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram