Интриги как эффективный инструмент международной политики

Отставка министра по вопросам международного развития Великобритании Прети Патель заставила серьезно задуматься о процессах, происходящих в современной международной политике, провести определенные исторические параллели и переосмыслить место и роль Украины на мировой арене.

Фото: EPA/UPG

Напомним, Патель оказалась в эпицентре скандала из-за того, что во время летнего отпуска в Израиле провела 12 рабочих встреч с официальными лицами страны. В том числе, переговоры с премьер-министром Биньямином Нетаньяху. Основной причиной скандала послужило то, что все эти встречи официальное лицо Великобритании – министр – проводила не просто в отпуске, то есть неофициально, но и в отсутствие других британских дипломатов. Что, согласитесь, не только странно, но и открывает широкие просторы для фантазии сторонников разнообразных теорий заговоров. Усугубило ситуацию и то, что министр решила не сообщать ни о встречах, ни о переговорах своему премьер-министру Терезе Мэй. Когда же всплыла эта информация, а журналисты копнули глубже, оказалось, что Прети Патель и раньше неформально контактировала с израильскими политиками во время их визитов в Лондоне, и в ходе своей поездки в Нью-Йорк. Об этих контактах и встречах она также не сообщала премьер-министру. Ну или же последняя, в угоду большой политической игре, предпочла принести в жертву своего министра, оставив чистой собственную репутацию. Когда все вскрылось, логичным решением стала отставка политика, которая, видимо, чтобы хоть как-то сохранить лицо, была озвучена, как добровольная.

«В своих действиях я руководствовалась лучшими намерениями, однако мои поступки оказались ниже стандартов прозрачности и открытости, которые я продвигала и сторонником которых была. От всего сердца прошу у Вас прощения за то, что произошло, и подаю прошение об отставке», - написала она в своем послании Терезе Мэй.

Когда стали известны некоторые детали переговоров Патель с израильтянами, возмутились палестинские дипломаты. Дело в том, что во время встреч, британский министр вела переговоры о поставках Иерусалиму британского оружия, что ожидаемо вызвало острейшую реакцию палестинцев. В частности, они заявили, что шокированы засекреченной деятельностью министра Прети Патель и жестко выступили за отставку дипломата.

Чтобы понять остроту реакции палестинцев на подобную ситуацию, необходимо вернуться на сто лет назад, в то время, когда существование государства Израиль, тем более на земле Палестины, было не более, чем многовековой мечтой миллионов евреев, разбросанных по всему миру. Более того, именно евреи, в своей основной массе, были носителями идей революции и в США, и в России. В это время правительство Великобритании всерьёз смотрело на Ближний Восток, думая о том, как бы расширить собственное влияние на эти потенциально важные территории. Колонизация старыми методами в начале 20 века и в момент, когда Великобритания завязла в Первой мировой войне, была невозможна. Необходимо было искать другой инструмент и возможность.

Поэтому в начале ноября 1917 года была принята Декларация Бальфура, гарантирующая создание в Палестине «очага для еврейского народа» по окончании Первой мировой войны. Идея особых отношений с потенциальным европеизированным населением, которое стало бы противовесом архаичным арабам, заставило официальный Лондон задуматься о праве евреев жить в Палестине. Британское правительство тогда не ошиблось, вслед за Декларацией начался серьезный рост еврейской эмиграции в Палестину, Британия получила эти территории под свой мандат. А через несколько десятков лет там было создано государство Израиль.

Более того, ситуация изменилась настолько, что сегодня уже британские дипломаты вынуждены вести тайные переговоры с израильскими политиками, чтобы предлагать лоббирование интересов Израиля в обмен на его поддержку. Прети Патель просчиталась. Возможно, где-то ошиблась. Однако израильтяне сделали определенные выводы и теперь употребят массу влияния, чтобы имя это сохранилось и в политике, и в мировых интригах.

Проводя параллели сто лет спустя, вспоминая о противоречивом брексите и процессах происходящих внутри ЕС, и примеряя их на глобальную мировую политику, можно разобрать ситуацию на две части. В глазах общественности, которую «кормят» рассказами о демократии, прозрачности и т.д., поведение британского дипломата, действительно, недопустимо. С другой стороны, не стоит забывать, что политика вещь прагматичная. И более того, большие и влиятельные государства и их политики всегда играют жестко. У каждого действия в международной политике есть определенная цель. Она зачастую глобальная и далеко не всегда учитывает интересы всех сторон, задействованных в процессе.

Израиль в полной мере усвоил эти непростые правила игры на международной арене. А верить, например, в то, что сильные мира сего, спят и видят, как помочь более слабым странам, например, Украине стать такой же мощной и влиятельной, как они сами, могут только уж полные оптимисты-романтики из украинского МИДа. Ведь судя по тому, что иногда звучит из уст высокопоставленных украинских политиков, многие из них действительно никогда не задумывались о том, что мировая политика всегда приносит кого-либо в жертву интересам главных игроков.

Альберт Фельдман Альберт Фельдман , Директор украино-израильского института стратегических исследований имени Голды Меир
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram