ГлавнаяМир

Первое лицо Лондона

По результатам прошедших 5 мая выборов новым мэром Большого Лондона стал кандидат от Лейбористской партии, сын пакистанских иммигрантов Садик Хан. Хан стал не только первым мусульманином, одержавшем победу в борьбе за пост мэра британской столицы, но и первым мусульманином - главой столицы страны Евросоюза. Кто же он такой, чем расположил к себе лондонцев и каковы его дальнейшие планы?

Фото: www.facebook.com/sadiqforlondon

Семья, образование, карьера

Семья политика переехала из Пакистана в Великобританию в 1960-х годах, Садик - пятый из восьми детей в семье Амануллы и Сехрун Хан - был рожден в лондонском районе Тутинг в 1970-м. До своего избрания он представлял этот район в Палате общин. Хотя его отец 25 лет проработал водителем автобуса, а мать растила детей и шила на дому, Хан - отнюдь не выходец из трущоб. Он, как и большинство детей в его семье, получил хорошее образование - в Университете Северного Лондона.

Политикой Садик заинтересовался еще в школе. Уже в возрасте 15 лет он вступил в Лейбористскую партию, что и стало началом его успешной политической карьеры.

Родители Садика воспитывали детей в духе уважения к исламу. Он считает себя мусульманином и всегда признавал значимость для себя своей веры. В своей первой речи в качестве члена парламента он вспоминал, как отец учил его заветам пророка Мухаммеда. По словам Хана, ему и его семье не раз приходилось выслушивать расистские комментарии в свой адрес. 

По профессии 46-летний Садик Хан - юрист, специализирующийся на правах человека. В 2005 году, в 35 лет, Хан избрался в парламент, впоследствии став первым мусульманином в правительстве Великобритании. Через два месяца после избрания он привлек к себе внимание общественности своими яркими выступлениями в связи с терактами 7 июля, когда в Лондоне произошли в теракты в метро и автобусе. Также он известен своими выступлениями в защиту гражданских свобод в последующие годы. 

С 2008-го по 2009-ый год занимал пост младшего министра по вопросам местного самоуправления, затем в течение года был младшим министром транспорта. В 2010 году был назначен в состав теневого кабинета, где являлся теневым министром транспорта, а затем теневым канцлером казначейства и теневым министром юстиции.

Хан женат, его супругу зовут Саадия Ахмед, она юрист, и, по случайному совпадению - дочь водителя автобуса. Супруги воспитывают двух дочерей - Анису и Аммару.

Хан с женой возле избирательного участка
Фото: EPA/UPG
Хан с женой возле избирательного участка

Предвыборная кампания

Несмотря на то, что, казалось бы, выборы лондонского мера кажутся более блеклыми по сравнению с запланированным на 23 июня референдумом о членстве Великобритании в ЕС, не стоит забывать, что глава британской столицы не только первое лицо города, но и обладает значительными полномочиями в масштабах всей страны. Дело в том, что в мультикультурной столице Соединенного Королевства (около 40% нынешних лондонцев родились в другой стране) проживает приблизительно одна восьмая населения Великобритании, город производит более одной пятой ВВП страны.

Управление этим огромным мегаполисом ложится на плечи мэра: в его ведении находятся охрана правопорядка и окружающей среды, транспортная инфраструктура, культура, экономическое развитие города... Для осуществления всей этой деятельности руководителю столицы предоставляется бюджет в размере 17 млрд фунтов стерлингов ($24 млрд). Мэр подотчетен Лондонской ассамблее - городскому парламенту, состоящему из 25 человек.

В своей предвыборной кампании Садик Хан, как и его основной соперник - сын миллиардера, журналист и политик из Консервативной партии, Зак Голдсмит - обещал строить больше общественного жилья, бороться с загрязнением воздуха, улучшить транспортную инфраструктуру и бороться с преступностью. Отличался лишь подход оппонентов к решению этих проблем.

Зак Голдсмит
Фото: EPA/UPG
Зак Голдсмит

К примеру, Хан обещал ограничить доступ для способствующих росту цен на недвижимость в Лондоне иностранных покупателей и создать единый координационный центр, в рамках которого представители городских властей вместе со строителями, девелоперами и представителями различных организаций, владеющих земельными участками в Лондоне, будут согласовывать строительство и застраивать эти участки, среди прочего, социальным жильем. Голдсмит со своей стороны хотел договориться с правительством консерваторов о застройке принадлежащих ему пустующих участков в столице.

Также Хан обещал заморозить цены на проезд в городском транспорте на четыре года. Компенсировать потери он предложил за счет повышения эффективности предприятия "Лондонский транспорт" (Transport for London). Голдсмит, однако, заявлял, что такая тактика создаст в бюджете столичного транспорта дыру в 1,9 млрд фунтов в год, поэтому обещал просто продолжать программы уходящего в отставку мэра Бориса Джонсона по развитию транспортной инфраструктуры.

Садик Хан с группой поддержки
Фото: www.facebook.com/sadiqforlondon
Садик Хан с группой поддержки

Тут стоит упомянуть, что консерватор Борис Джонсон, занимавший пост мэра в течение двух сроков с 4 мая 2008 года, от участия в выборах отказался. Это связано с тем, что он вернулся в парламент и, предположительно, намерен сменить действующего премьера Дэвида Кэмерона на посту главы Консервативной партии.

Диаметрально противоположными были взгляды соперников на членство в ЕС: если Хан - сторонник сохранения Великобритании в составе блока европейских стран и сделал это одной из важных тем своей предвыборной кампании, то Голдсмит выступает за отрыв от ЕС. Это сыграло серьезную роль, поскольку Лондон - несмотря на популярность ушедшего в отставку мэра Бориса Джонсона, ярого противника членства в ЕС - считается очень проевропейским городом. Более того, британская система позволяет европейским гражданам, постоянно проживающим в Лондоне, голосовать на местных выборах. Впрочем, на национальных выборах такие жители британской столицы голосовать не могут, поэтому на результат референдума они не повлияют.

Нельзя сказать, что на руку Хану сыграл лидер Лейбористской партии Джереми Корбин, который открыто поддерживает группировки ХАМАС, Хезболла и ИРА, а в спорных вопросах между Россией и ЕС нередко становится на сторону Владимира Путина. Ранее Хан стал одним из видных лейбористов, выдвинувших Корбина в лидеры партии. Из-за этого многие оппоненты подозревают его в том, что на посту мэра он будет марионеткой Корбина. Сам Садик утверждает, что будет руководить городом самостоятельно. Немалое число голосов принесла Хану и поддержка профсоюзного движения.

Стоит отметить, что Голдсмит и его сторонники вели не совсем честную игру против Хана, обвиняя его в связях с экстремистами. Подобные обвинения звучали, в числе прочих, со стороны таких известных консерваторов, как Дэвид Кэмерон и министра обороны в его правительстве - Майкла Фэллона. Например, упоминался скандал 1997 года после выступления с антизападной и исламистской речью на Трафальгарской площади Макбула Джавада, бывшего мужа сестры Садика - Фархат. Также консерваторы утверждали, что в 2007 году сам Хан якобы признал свое знакомство с четырьмя членами исламистской организации "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами".

Также представители тори ссылались на совместное выступление Хана с Сулейманом Гани, который ставит мужчин выше женщин и нетолерантно относится к однополым отношениям. Кроме того, в марте Хану пришлось уволить своего помощника Шаеба Салара, который якобы еще в 2012 году пренебрежительно высказывался в Twitter по поводу женщин и геев.

Сам Хан, отвечая на вопрос о мусульманской идентичности, заявил: "Это означает молиться, соблюдать пост в Рамадан, есть халяльную пищу. Но моя идентичность многолика: я мусульманин, британец, европеец, лейборист, адвокат, отец. Среди моих друзей есть приверженцы всех религий, и я люблю Лондон, потому что он всех уважает. У меня сердце разрывается, когда я слышу, как Трамп хочет прогнать мусульман".

Мусульмане-пакистанцы празднуют победу Хана на выборах
Фото: EPA/UPG
Мусульмане-пакистанцы празднуют победу Хана на выборах

Поражению Голдсмита, между тем, способствовала также популярность ушедшего с должности мэра Бориса Джонсона. Бывший городской голова был популярнее своей партии и пользовался широкой поддержкой со стороны жителей столицы, несмотря на свои евроскептические взгляды. Голдсмит же оказался не столь ярким политиком, чтобы затмить или хотя бы сравниться с Джонсоном.

Кроме того, Голдсмит провалил своеобразный "экзамен" на знание географии Лондона, который проводился в виде поездки в кэбе с ведущим ВВС. Садик Хан это испытание прошел блестяще.

Нельзя опускать и то, что консерватор Голдсмит считается самым богатым депутатом британского парламента, так и не получил высшее образование и, в отличие от Хана, который всю жизнь хранит верность своей супруге, женат уже во второй раз. Все эти детали, вполне вероятно, расположили часть избирателей к Садику Хану, сделав его в некоторой мере ближе к народу.

Впрочем, согласно ранним опросам, лондонцы воспринимали обоих кандидатов приблизительно одинаково, называя их способными, заслуживающими доверия и скучными. Единственным сколько-нибудь серьезным отличием в оценках оппонентов было то, что Хана жители столицы считали более страстным по сравнению с Голдсмитом.

Результаты

Новый руководитель британской столицы победил одновременно в первом и втором турах выборов. Британская избирательная система предполагает одновременное голосование в обоих турах: избиратель отмечает "главного кандидата" и "кандидата второй очереди", который получит его голос в случае поражения основного кандидата. Хан получил 44,2% и 56,9% голосов соответственно. Садик Хан обошел своего основного соперника, 41-летнего Зака Голдсмита, более чем на 300 тысяч голосов (1,31 млн голосов против почти 1 млн), получив рекордный мандат доверия среди мэров Лондона. Он также будет иметь самую большую фракцию в городском совете Лондона - 12 из 25 депутатов являются лейбористами.

Любопытно, что после оглашения результатов голосования, высокопоставленные тори и даже сестра самого Голдсмита раскритиковали стратегию его команды, ссылаясь в частности на то, что попытка очернить репутацию Хана обернулась провалом на выборах мэра и "потерей репутации и авторитета (консерваторов) по вопросам расы и религии". Хан со своей стороны заявил: "Я так рад, что Лондон предпочел надежду страху и единство разделению. Политика страха просто не приветствуется в нашем городе". Избрание Хана приветствовали мэры Нью-Йорка и Парижа Билл де Блазио и Анн Идальго, а также также ряд других градоначальников-социалистов. И даже скандально известный претендент на пост президента США от Республиканской партии Дональд Трамп, развернувший антимусульманскую кампанию в США, заявил, что готов сделать исключение для нового мэра Лондона. 

Уже 7 мая, принимая присягу в Саутуоркском кафедральном соборе, 45-летний Хан напомнил о своем детстве в простой семье водителя автобуса и пообещал, что его администрация станет "самой прозрачной, деятельной и доступной" и будет представлять все части общества, а сам он будет мэром для всех лондонцев.

"Меня зовут Садик Хан, и я мэр Лондона. Я обещаю возглавлять самую прозрачную и преданную делу администрацию в истории города. Я буду мэром для всех лондонцев... Я обещаю, что буду делать все, что в моих силах, чтобы сделать город лучше", - заявил он на многоконфессиональной службе в лондонском соборе.

Фото: www.facebook.com/sadiqforlondon

Интересно, что лидер Лейбористской партии Джереми Корбин на инаугурацию Садика Хана не приехал. При этом на Хан, ни Корбин никаких объяснений по этому поводу не дали, но лидер лейбористов был замечен в городе Бристоль, где победу на выборах также одержал кандидат от Лейбористской партии - Марвин Рис.

После выборов Хан написал статью в журнал Observer, в которой объяснил провал Лейбористской партии на выборах в Шотландии тем, что Корбин не смог привлечь широкую поддержку избирателей, сосредоточившись на вопросах, которые волнуют не столько простых британцев, сколько руководство партии. Чем обернется такая критика Корбина со стороны Хана пока неизвестно, но роль Садика в успехе Лейбористской партии на прошедших выборах не следует недооценивать.

В этой же статье Хан обвинил Зака Голдсмита и Дэвида Кэмерона в использовании тактики Дональда Трампа. По мнению лейбориста, они пытались настроить различные этнические общины Лондона друг против друга, чтобы помешать его победе в столице. 

"Они использовали страх и недосказанность, чтобы попытаться настроить различные этнические и религиозные группы друг против друга - четко по схема Дональда Трампа. Лондонцы заслуживает лучшего и я надеюсь, что Консервативная партия больше никогда не попытается повторить это", - написал он. Вскоре после этого министр обороны Майкл Фэллон, ранее обвинявший Хана в связях с экстремистами, в конечном итоге признал, что "Лондон в безопасности при правительстве консерваторов, работающих с новым мэром Лондона". 

Не исключено, что замечания Хана о действиях Кэмерона разозлят премьера и создадут серьезную напряженность между двумя политиками, которым в ближайшие годы предстоит совместными усилиями решать множество вопросов. Лейборист, впрочем, уже заявил, что Кэмерон сам решит, следует ли ему извиняться за грязную кампанию, и пообещал работать с премьером в интересах всех лондонцев.

Нельзя забывать и о том, что оба политика заинтересованы в проевропейском результате референдума о членстве Великобритании в ЕС. И пока что ситуация не в их пользу.

Согласно результатам последних опросов, опубликованным на сайте whatukthinks.org, число сторонников выхода Британии из состава ЕС составляет 46%, за сохранение членства выступает 44% респондентов, оставшиеся 10% не определились. "Антиевропейский" результат плебисцита может обернуться не только экономическим потерями для Великобритании и новым референдумом о независимости Шотландии, но и ударом по нынешнему политическому истеблишменту страны, который и сам не может определиться, нужен ли ему ЕС.

Юрій МихайловЮрій Михайлов, журналіст
Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram