ГлавнаяМир

COVID-19

Олег Голлан - уроженец Львова, в начале 90-х, после окончания 3-го курса факультета журналистики Львовского госуниверситета им. Ивана Франко выехал в Израиль. На исторической родине получил медицинское образование.

Сегодня он медбрат со 2-й степенью Тель-Авивского университета, специализация - нефрология, диализ, нефрогериатрия, инструктор. Сейчас занимается инструктажем медсестер, работающих с больными COVID-19.

Специально для LB.ua Олег Голлан написал материал, который основан на личных знаниях, наблюдениях и инструкциях для персонала медицинских учреждений Израиля.

Почему мы боимся COVID19?

Пока понятно, COVID19 менее заразен, чем некоторые другие вирусы и уж точно менее летален, чем та же Эбола, однако осложнения очень тяжелые:

  • респираторные осложнения сопряжены с фиброзом легочной ткани, а это очень долгая и тяжелая реабилитация, если она вообще возможна. Вообще, период восстановления у тяжело перенесших вирус может занимать месяцы. Например, моя знакомая переболела относительно легко, но уже несколько недель ходит «побитая» и «никакая»;
  • осложнения, связанные с эпителием желудочного тракта и мочеполовой системы, тоже не радуют – фиброз со всеми вытекающими последствиями;
  • канцерогенность. Существует мнение, что вирус (например, как папиллома) может быть канцерогенным, однако, пройдут годы, чтобы получить ответ на этот вопрос. К осложнениям можно добавить энцефалит, менингит, обострение всех хронических заболеваний, осложнение беременности, инфекции-оппортунисты;
  • реабилитация. Восстановительный период – это проблема отдельного пациента и не только. Реабилитации не бывает 100%-ой. Тяжело больной после болезни не будет тем же человеком, он пострадает на уровне функциональном, ментальном, иммунном, его восприимчивость к хроническим заболеваниям возрастет, время восстановления будет долгим и потребует затрат как моральных и физических, так и материальных. Готовы ли к этому семьи «выздоровевших» и государство в целом?

Нет однозначного ответа на вопрос, есть ли иммунитет, как ведет себя иммунная система в перспективе?

Есть варианты: как SARS (атипичная пневмония, во время вспышки которой в 2003 году около 10% пациентов с подтвержденным диагнозом умерли, - ред.) - 1-2 года или как цитомегаловирус (СMV).

И здесь необходимо отметить - коронавирус может остаться с нами еще на долгие годы и люди будут с ним постоянно контактировать, вырабатывая к нему антитела. Это происходит с цитомегаловирусом (CMV), вызывающим инфекционный мононуклеоз, тогда заражение - лишь вопрос времени и думать нужно не столько о том, как его избежать, а как к нему подготовиться.

Перспектива того, что COVID-19 превратится в -20, -21, -22 и т. д. потребует от социума изменений на всех уровнях: быт (например, необходимость соблюдать социальную дистанцию), изменение гигиенических норм, капиталовложений в медицину, фармакологию и науку, изменений на транспорте и т.п., но об этом будут писать социологи и политики, а я вернусь ко своей тематике - реабилитации.

Ошибка Италии

В первые недели эпидемии коронавируса итальянские власти совершили большую ошибку, начав госпитализировать всех подряд. Как результат - «легкие» больные заполнили больницы и приемные покои, превратив их в источник заражения, при этом заразив коронавирусом весь персонал и всех, кто с ними контактировали, тяжелобольные умирали в собственных постелях. Смерть была мучительной - люди умирали, задыхаясь и находясь в полном сознании до последних мгновений жизни.

Израиль, привыкший жить в состоянии вечного emergency (чрезвычайной ситуации, - ред.), одним из первых в мире перекрыл авиасообщение и посадил в карантин всех прилетевших из-за рубежа. Я сам просидел в карантине, т. к. вернулся из Германии. Больные в легкой форме остались дома. Осложнения начинаются примерно через неделю (как у Бориса Джонсона), это дало госструктурам фору во времени на подготовку больниц, реанимационных отделений, персонала (на этом этапе подключился и ваш покорный слуга). Подвел человеческий фактор.

Как не заразиться и что делать, если этого избежать не удалось

Не буду повторять всем известные факты и остановлюсь на наиболее чувствительных аспектах.

Пути распространения. По большому счету, вирус распространяется либо через воздух в виде аэрозоля, либо через поверхности предметов. Вирус летать не умеет, и молекулы воды рано или поздно упадут на поверхность. И здесь есть о чем подумать. Ведь вирус безостановочно делится, создавая свои копии в рибосоме клетки-носителя. Вывод: чем больше носителей на единицу площади, тем больше вероятность заражения через аэрозоль, парящий в воздухе.

Например, водитель маршрутки, находящийся 8 часов в крохотном пространстве с вероятными носителями вируса, подвергает себя значительно большей опасности, чем патрулирующий дорогу полицейский. Итак, первых два фактора: вирусная нагрузка на объем, помноженная на время. Чем меньше - тем лучше. Каждый решает для себя, когда и где он делает покупки.

Носители. Большинство «носителей», как правило, не знают, что они больны и заразны, либо больны легко. Тяжело больной человек не способен самостоятельно выходить из помещения и заражать других. Особый случай - это так называемые «суперраспространители», или «суперносители». Первый пик заболевания в Израиле был так или иначе связан с праздником Пурим, маскарадом, большим скоплением людей.

Поверхности. Несколько фактов: вирус в летучем состоянии заразен до 2 часов в зависимости от температуры и влажности, но на поверхностях остается устойчивым достаточно долго: на банкнотах до 4 дней, на стекле - 4 дня, пластик (включая наша кредитки), металл - до 7 дней, на одежде - 2 дня.

Мы моем руки, ходим в масках, а затем приходим домой, развязываем шнурки и трогаем лицо, трем усталые глаза, но даже я затрудняюсь «идеально» снять защитный комбинезон.

Большинство из нас не узнают, что они больны, либо переболеют практически без симптомов. Что же делать, если избежать инфицирования все же не удалось.

Пить! Пить воду, как минимум 2 литра в сутки. Во-первых, жидкость смывает вирус из горла в желудок, где тот погибает от желудочного сока; во-вторых - жидкость сохранит гомеостаз организма на энергетическом уровне, сбалансирует температуру и объем плазмы, тем самым обеспечив достаточную перфузию органов; в-третьих, жидкость обеспечивает эффективную работу легких. Следите за мочой. Моча не должна быть темной и иметь резкий запах.

Приятного аппетита! Можно есть все, в том числе сладкое, жирное, пить «Кока-Колу» - все, что обеспечит энергообеспечение организма. Средний человек в «нормальном» состоянии сжигает около 2000 килокаллорий. Диализному пациенту требуется около 1500 килокаллорий во время процедуры. Пациенту в состоянии септического шока (угрожающее жизни осложнение тяжелых инфекционных заболеваний, характеризующееся нарушением доставки кислорода и других веществ к тканям, которое приводит к развитию синдрома полиорганной недостаточности. Вероятность смертельного исхода составляет 25−50%, - ред.) в отделении интенсивной терапии требуется до 10 000 килокаллорий! Диета и инфекционная болезнь – несовместимы!

Не лежать! Нет постельному режиму! COVID-19 ассоциируется с пульмонарными (связанными с работой легких, - ред.) осложнениями. Первый и основной способ предотвратить стазис (застой, - ред.) жидкости в легких - это движение. Необходимо вставать, ходить, двигаться и не бояться кашлять.

Жаропонижающие. Объективно рекомендуют обыкновенный парацетамол и обильное питье.

При появлении легочных осложнений, не спадающей температуры, олигурии (уменьшении объема мочи), диареи, признаков воспаления мочевого пузыря, неврологических признаков - немедленно вызывайте «скорую»! К сожалению, в случае COVID-19 ухудшение состояния происходит очень быстро, всего за несколько часов, и я был тому свидетель. Ухудшение происходит обычно через 7-10 дней после начала болезни, но всегда есть исключения. Будьте начеку.

Парадоксы болезни

Нет ничего нового в том, что чем сильнее наша иммунная система, тем легче мы перенесем болезнь, если вообще заболеем. Но! Но, находясь на карантине, мы сами лишаем себя некоторых важных элементов этой самой системы:

  • мы не двигаемся. Необходимо сохранить максимальную двигательную активность;
  • мы не гуляем на солнце. Ультрафиолетовое излучение само по себе является дезинфицирующим средством. Кроме того, солнце обеспечивает метаболизм витамина D - важного элемента костно-мышечной, иммунной, нервной систем;
  • мы социально изолировались. Будьте на связи со своими родными. Для этого есть Zoom, Skype и т. д. Важно не только услышать, но и увидеть. Увидеть внуков, бабушек, любимого кота. Надо знать, ради чего стоит быть здоровым.

Немного личного

Пару дней назад проводил инструктаж медсестры в одной из поликлиник. Мы все в защитных комбинезонах и непонятно - она худенькая или нет, непонятно, как она выглядит. Видны лишь глаза цвета меда и мягкий вкрадчивый голос. Разговорились - и оказалось, что она родом из Украины, а значит, хороша собой - это аксиома.

Самое главное - помните, что жизнь продолжается!

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram