ГлавнаяМир
Спецтема
Россия

Девальвация рубля интересует россиян больше, чем ситуация в Украине, - опрос

Россияне начали экономить на всех потребительских категориях.

Девальвация рубля интересует россиян больше, чем ситуация в Украине, - опрос
Фото: EPA/UPG

Темы роста цен, девальвации рубля, необходимости экономии личных средств в четвертом квартале 2014 года по своей значимости для россиян впервые за последние месяцы опередили тему боевых действий в Украине.

О том, что россияне ощутили последствия экономического кризиса свидетельствуют результаты последних опросов, проведенных международными исследовательскими компаниями GfK и Synovate Comcon.  

Индекс потребительских настроений россиян в четвертом квартале 2014 года снизился на 7 п.п., до 95 пунктов - таковы данные традиционного исследования "Индекс потребительских настроений и обзор изменений потребительского поведения россиян", которое с 1996 года проводит Международный институт маркетинговых и социальных исследований GfK. Это падение не является рекордом: исследователи отмечают, что в ходе кризиса 2008-2009 годов индекс рухнул на 31 пункт.

Тем не менее, исследователи предсказывают обрушение продаж: "Исследования GfK в предыдущий кризис показали, что падение продаж на рынке товаров повседневного спроса произошло через пять-шесть месяцев после спада в настроениях. Можно предположить, что сегодняшняя неуверенность потребителей проявится на продажах с марта по июнь 2015 года".

"Из-за девальвации рубля и роста инфляции изменение покупательной способности россиян неминуемо. При этом потребителю нужно время, чтобы адаптироваться к новым условиям и изменить привычки потребления. Сначала происходит "кризис в головах", что мы и наблюдаем прямо сейчас, - заявила заместитель генерального директора Gfk Rus Марина Безуглова. - У игроков российского рынка пока есть время, чтобы мобилизоваться и дать ответ на новые нужды потребителей".

Российские потребители намереваются экономить - это подтверждает и опрос Synovate Comcon. Почти половина респондентов заявили, что начиная с ноября из-за кризиса они начали активно экономить на всех потребительских категориях. 49% экономически активного населения крупных городов стали экономить на товарах длительного пользования, 42% урезали расходы на услуги, 39% - на продукты питания. Во всех этих категориях число экономящих граждан выросло в сравнении с данными третьего квартала 2014 года на 3-7 п.п.

В ноябрьском опросе внутренние экономические проблемы впервые за 5 лет попали в топ-3 актуальных. Главной темой последнего месяца стало резкое падение курса рубля (так считают 75% опрошенных), второй - война в Украине (67%), третьей - экономический кризис в России (59%). В третьем квартале топ-3 выглядел так: война в Укрине (82%), российские продовольственные контрсанкции (59%) и санкции в отношении России (55%).

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook, Twitter и Telegram