Что интересно – когда шведы сообщили, что пролетели над Беларусью и разбросали мишек, в Минске все отрицали и утверждали, что никаких игрушек в глаза не видывали. Очевидно, белорусские военные хорошо помнили о судьбе своих советских коллег, пропустивших на Красную площадь маленький самолетик немца Матиаса Руста. Взбешенный Горбачев отправил в отставку министра обороны маршала Сергея Соколова (его заменил будущий путчист маршал Дмитрий Язов – ходячая признательность благодетелю) и воспользовался случаем, чтобы сменить высшее военное руководство страны.
Лукашенко бесится куда больше Горбачева – когда до него, наконец, дошло, что самолет действительно был и от плюшевых мишек никуда не деться, президент Беларуси ополчился на Швецию, Литву и собственных военных.
Но самое главное – это способ, которым Лукашенко решил заманить в Минск организаторов шведского десанта. Шведы благополучно вернулись на базу – в Литву, откуда осуществлялся смелый рейд – и теперь уже дома. Достать их Лукашенко решил с обезоруживающей простотой. Белорусские правоохранительные органы арестовали фотографа, опубликовавшего информацию о шведском десанте и риэлтора, помогавшего шведам снимать квартиру в Минске, когда они изучали условия для своей акции. Шведов предупредили, что судьба арестованных белорусов зависит от их показаний. Когда министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт назвал вещи своими именами, отметив, что “батька” действует как бандит, Белорусское телевидение стало упражняться в оскорблениях по адресу главы шведского внешнеполитического ведомства, назвав его “твиттерным троллем”.
История с медвежатами выглядит показательно не только для белорусов, но и для нас. Она ясно показывает, что авторитарные постсоветские режимы могут деградировать до бесконечности. И если дать им возможность властвовать, не оглядываясь на общество, они станут опасными для любого – даже для последнего обывателя, уверенного, что его это не касается. Я не хочу сейчас обсуждать взгляды журналиста и фотографа Антона Суряпина, вполне возможно, что как и многие его коллеги, он относится к режиму Лукашенко без восторга (кстати, журналистов, пытающихся выразить свою солидарность с Антоном, сейчас задерживают и штрафуют за фотографии с мишками).
Но вот риэлтер Сергей Башаримов – может, у него вообще никаких политических взглядов нет. Может, он никогда не задумывался о том, как могла бы выглядеть Беларусь, если бы ею управлял кто-то другой. Но сегодня жизнь этого человека растоптана просто потому, что он стал заложником собственного – собственного! – государства – пытающегося выманить иностранцев в Минск. Такого в мировой истории и не припомнить – государство, не скрывающее того, что опасно для собственных граждан, использующее институт заложничества в политических целях и при этом берущее в заложники своих! Каково?
Диагноз происходящего прост: Лукашенко потерял всякие нравственные ограничители, считает, что ему в этой жизни позволено все. А белорусское общество свыклось с мыслью, что батька вечен и все делает правильно. Если завтра Лукашенко вместе с сыном Колей и другими домочадцами позавтракает на центральной площади Минска студентками или иностранными дипломатами, белорусы, наверное аплодировать не будут, но решат, что, наверное так надо.
Лукашенко – уже не человек, это дракон из средневековых сказок, дракон, который меняет цвет кожи даже из-за невинных плюшевых мишек – и готов сожрать всех, кто подвернется под хвост. Но ведь не сразу же он стал таким! Превращение человека в дракона – это всегда эволюция.
Именно поэтому, наблюдая за стремительной “белорусизацией” Украины, хочу предупредить тех, кто считает, что его это не коснется. Коснется. Дракон не насытится одной только Тимошенко и даже другими оппозиционерами. И журналистов будет ему мало. Дракон рано или поздно сожрет всех. Горе народу, кормящему Дракона.